Экономика

16:45, 21 ноября 2018

Выгода – в количестве и разнообразии

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Сергей КИРЕЕВ, Геннадий ПОЛЯКОВ

На встрече местных сельхозтоваропроизводителей и представителей торговых сетей, проходившей в Туле в рамках Всероссийского форума для предпринимателей «Территория бизнеса – территория жизни», речь шла о том, с какими трудностями сталкиваются аграрии при сбыте продукции, и о новых направлениях в работе сетевых магазинов.

Сергей Беляков, председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ», признался: лично он хочет быть уверенным в том, что внезапный уход кого-то из поставщиков с рынка не приведет к тому, что там останутся лишь считаные единицы игроков – и при этом исключительно крупные.
– Я хочу знать, что в сфере торговли меня ждет еще десяток поставщиков, – отметил ­Сергей Юрьевич. – Но есть проблема. Многие экономисты убеждены в том, что чем крупнее сельхозпроизводство, тем лучше. Мол, нужны только агрохолдинги и пусть их будет не очень много. Но к чему это приведет? Сетевики станут брать товар у холдингов, а к мелким поставщикам не придут. А мы должны быть заинтересованы именно в местных производителях, пусть они при этом и небольшие. Выгода – в их количестве и разнообразии. А конкуренция при таких условиях – не модный лозунг, а стратегия развития.
По словам выступавшего, один из трендов в торговле – укрупнение магазинов, отказ от строительства огромных торговых залов или аренды площадей, поскольку это влечет лишние траты в виде той же оплаты налогов на землю, на имущество.
– Уже сейчас на передний план выходит онлайн-торговля, – продолжил Беляков. – Например, есть магазин, который в течение 36 часов доставит вам свежевыловленную рыбу из того региона, в котором вы ее закажете. Как в таких условиях выживать торговле с традиционным форматом? Нужно адаптироваться. Так, ряд привычных нам продовольственных магазинов также переходит на онлайн-доставку товаров на дом по заказам через сайт или по телефону.
Но, согласитесь, многие все же любят бродить возле полок, рассматривать этикетки – местный товар или привозной? На встрече было озвучено предложение: а что если для тульской фермерской продукции сделать специальные уголки в сетевых магазинах? Идея, с одной стороны, неплохая, но как уложить вместе соленую рыбу, хлеб, пастилу, мед, молоко, сало и картошку? Ведь храниться они должны при разных условиях. Так что если и открывать подобные уголки, то только для товаров определенного ассортимента. Как вариант – сразу создавать большой магазин исключительно для тульской сельхозпродукции.
Конечно, многие фермеры реализуют товар и за пределами региона. Например, Манук Аветисян поставляет картофель и в Нижний Новгород, и в Энгельс, и в Гаджиево. Говорит, доставка, разумеется, обходится недешево, но страшны даже не дорожные расходы, а возврат товара.
– А чем приемщик обосновывает отказ принять товар? – спросил Беляков.
– Могут сослаться на товарный вид: мол, здесь картошка поцарапана, а здесь некрасивая, – прозвучало в ответ. – Но если продает посредник, то царапин уже никто не «видит».
Фермеру пояснили: в таком случае надо жаловаться в президиум ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ».
– Мы уже провели совместно с ре­гио­наль­ным комитетом по предпринимательству и потребительскому рынку много встреч с сетевыми компаниями и фермерами и, надо признаться, преодолели ту стадию, когда люди обменивались только взаимными претензиями, – подвел итог мероприятия министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев. – Диалог, который ведется сегодня, более зрелый и содержательный. Согласитесь, сети стали более гибкими, открытыми для общения. Те нелицеприятные случаи в торговле, о которых говорил Манук Аветисян, необходимо вскрывать, чтобы на фермерах не наживались ни посредники, ни нерадивые представители сетей. Сотрудничество с сетями развивается, и сегодня сформировался, скажем так, патриотический интерес покупателя к продукции, произведенной именно у нас в стране – в отдельно взятом регионе, в частности. Видим, что есть запрос покупателя на наш продукт. Осталось только договориться сетевикам и производителям. И на сегодняшний день ситуация уже выглядит гораздо лучше, чем пять лет назад.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий