Персона

17:11, 02 ноября 2023

Фотографируя то, что внутри: интервью с международной фотожурналисткой Ольгой Смирновой (Ингуразовой)

Мир через объектив камеры ощущается по-другому, не так, как обычно. Фотокамера – и пропуск в другой мир, и способ запечатлеть реальность здесь и сейчас. Для того, чтобы стать волшебником, не обязательно иметь при себе волшебную палочку. Достаточно лишь щелкнуть один раз – и время остановится.

Фестиваль «Дни молодой фотографии» объединил многих известных фотографов, журналистов, фоторедакторов, корреспондентов. С 26 октября по 9 ноября кластер «Октава» стал площадкой для творческих людей, жаждущих запечатлеть каждое мгновенье в объективе своего фотоаппарата. Одна из спикеров – Ольга Смирнова, которая публикуется под псевдонимом, – международный фотожурналист, фотограф и преподаватель. За плечами Ольги – 15 лет съемок в конфликтных зонах, крупный проект о людях, живущих в непризнанных государствах; снимала и спортивные мероприятия, но по-своему – через призму собственных принципов.

Начало пути

Главное, как рассказывает «Тульским известиям» Ольга, – найти свои ценности в жизни и через их призму смотреть на мир. Даже если ты не разбираешься в какой-то теме, через свои навыки, через свои эмоции и чувства можно показать, что происходит в мире. И фотография в этом – инструмент. В конфликтных зонах – истории людей, на Олимпиаде – тоже; Ольга рассказывает, что на Олимпиаде она снимала «околофутбол»: то, как готовилось к мероприятию местное население, как постройка нового стадиона влияла на живущих здесь людей, снимала работников, которые были с этим связаны, как готовятся команды за кулисами. Свои навыки можно наложить на любую сферу, если ты знаешь себя и что тебя захватывает сильнее всего.

 – Я хотела заниматься фотографией всегда, хотя изначально казалось, что это бесперспективно, не понятно было, как найти свою нишу, и казалось, что не существует ничего другого, кроме свадебной фотографии или фотографий с фотосессий, которые потом можно выложить в социальные сети. Я решила пойти по классическому пути. Мое первое высшее образование связано с экономикой и менеджментом, в частности, в сфере туризма, и оно мне очень помогло в моей карьере международного фотожурналиста, особенно учитывая, что я еще знала языки. Пока мои коллеги ждали турфирмы и турагентства, я смогла сама себе организовать поездку, найти то, что мне было нужно, когда угодно и где угодно.

Момент прихода Ольги в фотографию, можно сказать, переломный – для нее. Однажды она листала журнал, который никогда не читала – только смотрела картинки и фотографии для того, чтобы натренировать взгляд фотографа. В этом журнале ей попалась фотография фотожурналистки, которая в будущем стала ее наставницей и одной из первых учителей. Фотожурналистку звали Рена Эффенди, она один из хедлайнеров National Geographic и сейчас базируется в Турции.

– Я увидела ее съемку в одной из горных деревень, и это было настолько необычно по цветам и формату – он был квадратный, в то время еще не было социальных сетей, предусматривающих такие фото – что меня это поразило, – рассказывает Ольга. – Я увидела фото, статью, даже прочитала ее: это было что-то очень социальное, про жизнь в бедной деревне, в которой есть несколько жителей, которые женятся друг на друге, но она это показала красиво, не унизительно для людей. Фото создавали совершенно другой визуальный язык, и я поняла несколько вещей: первая – как мы изъясняемся словами, точно также можно изъясняться фотографиями; вторая – я хотела снимать в социальной сфере, серьезной, связанной с людьми, проблемами, потому что я увидела, что эту тему можно показать безк рови, без соплей, без ужаса; третья – я увидела человека, который в эпоху цифровых камер ходила с одним ролефлексом. И эта журналистка до сих пор снимает на этот фотоаппарат, который достаточно сложный по своей механике; она не подалась веянью журналистской оперативности и была верна своему стилю. Ее стиль – время, которое отдается ей на коммуникацию с людьми; поэтому и фотографии у нее такого высокого качества. Когда увидела в ее работе сочетание всех этих качеств. Я поняла, что хочу делать. Для меня фотография, – продолжает она, – это больше что-то познавательское и исследовательское, но так, чтобы оно было внутри меня. Поэтому я не люблю задачи, в которых требуется жесткая оперативность – это совершенно не мое. Моя конфетка – это когда знать истории людей, знать, как обстоит ситуация на месте, переварить какой-то новый опыт.

Видеть чужих демонов – и лечить собственных

Уже тогда Ольга смотрела в сторону конфликтной фотожурналистики, но снимать хотела не так, как остальные. Она отдала этой сфере много лет своей жизни, но через фото хотела передать не боль – а то, как живут люди.

– Сейчас я не поеду в места военных конфликтов и больше никогда не буду там снимать, потому что для меня уже эта тема закрыта, – рассказывает она. – Я пятнадцать лет проработала в этой части профессии: благодаря этому у меня нет страха неопределенности, нестабильности, сумбура. Можно сказать, что эта среда является для меня обычной, как вода для рыбки. Сейчас я хочу восстанавливать, создавать недостающее, созидать из того, что я увидела и чему я научилась, в том числе используя фотографию и общение. Поэтому поворот в фототерапию для меня важен – людей надо расслабить, снять их с антидепрессантов и с паранойи, объяснить, что жизнь – непредсказуемая штука и именно поэтому люди должны ее выдерживать. Фототерапия передает это. Я сейчас вижу в этом больше смысла. Менять нужно другие вещи из других секторов.

Раньше я не знала себя, не могла устоять перед давлением, но как только я отработала свой внутренний конфликт – наступил конец. Вы никогда не сможете сфотографировать то, чего нет внутри вас. Мне для того, чтобы разобраться с тем, что происходило внутри меня, надо было увидеть то же самое в реальности, и после третьего негативного отзыва редактора про мои фотографии я поняла, что из этой части профессии нужно уходить. Я разговаривала с людьми, видела их демонов – и в эти же мгновенья я лечила собственных.

Лечиться через самовыражение

Фототерапия – официальная ветвь терапии творчеством, и пока что это вызывает огромный интерес у Ольги. Она идет за интересом и за драйвом, и терапия – сложный и нелегкий момент. Сейчас она много времени разрабатывает онлайн-фототерапию, проводит проекты на площадках, активно старается ввести этот способ арт-терапии в людские жизни. Главное отличие арт-терапии от простых уроков рисования в том, что существует мастер или профессионал, который способен направить человека: например, если вы рисуете образ страха, вас нужно сначала довести до правды, каков ваш страх на самом деле. Людям свойственно врать не только окружающим, но и самим себе.

 – Мало кто использует в работе камеру на телефоне, – рассказывает Ольга. – Многие работают именно перед объективом, с проработкой с телом или эмоциями, но у каждого ведь есть аватарки в социальных сетях, которые тоже о чем-то говорят, и мы все обмениваемся фотографиями каждый день – мы буквально закопаны в визуальной информации. Для меня это шикарный инструмент: покажите мне последние четыре фотографии из вашей переписки с мамой, и я расскажу о том, какие у вас с ней взаимоотношения.


Александра МИЛЮТИНА

Фото: творческий индустриальный кластер «Октава»

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий