Общество

14:52, 19 сентября 2019

Багаж знаний и вагон возможностей

«А теперь, пожалуйста, застелите мне постель и принесите шахматы!» Попробуйте сказать такое проводнику в поезде дальнего следования и поглядите, как от изумления полезут на лоб глаза у ваших попутчиков. А ведь вы не спросите ничего, что выходило бы за пределы ваших законных прав.

Подготовила Ирина МЕЛЬХАНОВА
Иллюстрация Михаила ЛЕОНТЬЕВА

Публикация «ТИ» от 27 июня, посвященная потребительским правам пассажиров поездов дальнего следования, вызвала у читателей не только повышенный интерес, но и массу новых вопросов.
Действительно, несмотря на то что сегодня в открытом доступе можно найти всю необходимую информацию по упомянутой теме, большинство россиян продолжают считать опоздание на поезд дальнего следования катастрофой, не подозревая о своем праве обменять билет и отправиться более поздним рейсом того же направления, доплатив только сумму, равную стоимости плацкарта. Единицы знают о своем праве сделать в пути остановку продолжительностью до 10 дней, оповестив о своем намерении администрацию вокзала, где пассажир сошел с поезда, и после перерыва отправиться дальше, произведя ту же минимальную доплату. Если же вы решили, имея на руках билет на поезд дальнего следования, отправиться более ранним рейсом (при наличии мест), ничего доплачивать и вовсе не нужно…
Словом, множество прав, закрепленных за пассажиром законодательно, остаются на бумаге. И редко кто рискует качать эти права у окошка билетной кассы или в вагоне. «Вот купите чай – и будет вам стакан с подстаканником!» – грозно заявляет проводница, и никто не смеет перечить.
Поэтому сегодня мы вновь садимся в поезд. А нашим проводником по потребительскому законодательству все так же выступает постоянный консультант рубрики – начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Надежда Андрианова.

За что уплачено?
Работа у проводника не самая легкая и не всегда благодарная. И с дебоширами приходится сталкиваться, и пьяные компании усмирять, и убирать за нечистоплотными, и туалеты засорившиеся в рабочее состояние возвращать…    
Может быть, поэтому нередко провод­ники и ведут себя с пассажирами резко и безапелляционно, как с людьми, по определению создающими им неудобства. Однако стоит помнить, что твердость в некоторых вопросах проявить вправе и сам пассажир.
Например, каждый человек, путешествующий с билетом в поезде дальнего следования, имеет полное право попросить проводника застелить ему спальное место.
Эта услуга входит в прямые обязанности последнего. И в стоимость билета, между прочим, тоже входит.
Большинство из нас не пользуются этим правом, будучи в состоянии самостоятельно справиться с простынями-наволочками, но если речь идет о беременных, пожилых людях, инвалидах – стесняться тут нечего. Низкорослому человеку досталась верхняя полка, у кого-то кружится голова или нездоровится в поезде – проводник обязан прийти на выручку и заправить белье без лишних слов.
Едва ли не самое распространенное нарушение – стакан, подстаканник и ложечку просто так, за здорово живешь, выдавать отказываются. Купите, мол, чаю, кофе, печенья, чипсов, шоколадку или еще что-то из имеющегося в наличии провианта, и – вуаля – мы вам заветный подстаканник предоставим!
Никакого обмена, никаких условий тут  быть не может.
Это прямое нарушение правил пассажирских перевозок, гарантирующих, что посуда для чаепития и ложка предоставляются пассажиру по его запросу бесплатно.
А еще, чтобы не скучать в пути, можно обратиться к проводнику за настольными играми. Многие удивятся, но и это входит в стоимость билета.
Точно так же не взимается плата за процесс зарядки мобильных устройств. Другое дело, что караулить ваш планшет или смартфон, запитанный от розетки в дальней от вас части вагона, никто не обязан. Следить за устройством придется самому.
Почувствовали себя плохо в пути? Проводник предоставит простейшие лекарственные средства из стандартной «аптечки». Порвалась одежда? Можете обратиться за иголкой и ниткой. И за это денег с вас взять не должны.
С помощью проводника пассажир также может сделать заказ в вагоне-ресторане и даже такси к вокзалу вызвать. Сам заказ должен осуществляться бесплатно, ну а за услуги такси платить, конечно, тому, кого повезет таксомотор.   

Сдавайте, но не сдавайтесь
О том, как поступить, если поездка вам нужна, но требуется изменить время отправления или сделать перерыв в пути, мы рассказали в прошлой тематической подборке («ТИ» № 70 от 27 июня). А что же делать, если планы изменились кардинально и билет не пригодится вовсе?
Уж точно не опускать рук.
В общем случае (если речь не идет о поездах международного сообщения, для которых возврат также возможен, но по особым правилам, с которыми можно ознакомиться на сайте РЖД) неиспользованный билет на поезд дальнего следования можно вернуть с получением денежной компенсации.


Сколько вернут?
Это будет зависеть от времени возврата. Часть уплаченной суммы можно получить, вернув неиспользованный билет даже после отправления поезда, в пределах 12 часов с этого момента.
Чтобы не путаться с терминологией, имейте в виду, что цена билета включает в себя стоимость билета (взнос за проезд) и стоимость плацкарты (взнос за место в вагоне).

Если билет сдается в кассу, когда до отправления поезда осталось:
• 8 и более часов – возвращается стоимость проезда;
• менее 8, но не более 2 часов – возврату подлежит стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
• менее 2 часов (а также в течение 12 часов с момента отправления) – можно получить обратно стоимость билета.
По особым условиям производится возврат билета, не использованного вследствие болезни или несчастного случая. Он производится в течение пяти суток с момента отправления поезда в билетной кассе станции посадки.
Электронный билет на поезд дальнего следования можно вернуть как через сайт, на котором он был приобретен, так и в кассе железнодорожного вокзала. Билет, приобретенный в кассе, возвращается только через кассу.

Что предъявить?
• документ, удостоверяющий личность пассажира (паспорт), номер которого указан в билете;
• контрольный купон или номер электронного заказа (для электронного билета).

Имейте в виду: за оформление возврата денег по неиспользованному билету придется уплатить сбор.

Интернет, верни билет!
– Через интернет можно вернуть электронные билеты, если вы еще не распечатали посадочный талон на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания, – рассказала Надежда Андрианова. – Возврат электронного билета производится на сайте, где он был приобретен, но только до отправления поезда. Денежная компенсация, положенная по закону, в этом случае будет зачислена на банковскую карту, с помощью которой электронный билет был оплачен. Сроки поступления средств устанавливаются правилами платежных систем и варьируются от 7 до 30 календарных дней с момента оформления возврата. При возврате электронного билета через сайт также взимается сбор.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему