Общество

11:31, 25 апреля 2019

Когда УК не чтит УК

Наименование «управляющая компания», в быту часто подменяющее официальный термин «управляющая организация», менее чем за 15 лет прочно срослось в нашем сознании с аббревиатурой УК, прежде соотносимой преимущественно с Уголовным кодексом. Употребляемые в разных контекстах, две омонимичные аббревиатуры долгое время друг другу «не мешали», оставаясь интуитивно понятными каждая на своем месте. Однако наступили времена, когда два разных значения УК можно встретить в одном предложении. И предложение получится невеселое.

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков

«Неужто никто не может повлиять на ООО «АСТЕК», чтобы они выполняли свои обязательства, заставить их работать?.. Они нам в глаза посмеиваются».
Слова пенсионерки Тамары Семеновны, вдовы ветерана Великой Отечественной войны, из микрорайона Скуратовский города Тулы ре­гио­наль­ные СМИ растиражировали после проведения еженедельного оперативного совещания под председательством губернатора Тульской области Алексея Дюмина 15 апреля текущего года. Пожилая женщина жаловалась на отсутствие отопления в подъезде в течение нескольких лет – один радиатор был неисправен, другой вовсе демонтирован. «Из-за сырости разрушается покрытие стен и оконные рамы. Ступени на входе также требуют ремонта… Ни на одно письмо управляющая компания не среагировала».
…Оконные блоки в подъезде оперативно были заменены на современные пластиковые, отопление восстановлено в полном объеме, порог ответственная сторона пообещала отремонтировать до конца апреля.
И все бы хорошо, но остался – нет, не осадочек – ряд принципиальных вопросов.
Первый из них – резонно возникающий вопрос о том, почему работа значительного числа управляющих компаний (УК) региона до сих пор базируется на предписаниях – читай «принуждениях»?
– Свою работу надо делать не «с учетом замечаний жителей», а с учетом своих прямых обязанностей, которые у вас черным по белому прописаны, – подчеркнул Алексей Дюмин, дав поручение усилить контроль за деятельностью управляющих компаний и решать возникающие вопросы в межведомственном взаимодействии Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Тульской области, ре­гио­наль­ного УМВД и Тульской областной прокуратуры.
Второй вопрос задала позвонившая в редакцию «ТИ» по следам публикации тулячка Галина Викторовна, чей дом на Красноармейском проспекте сейчас изо всех сил «перетягивают» две управляющие компании:
– Неужели для того, чтобы твоим домом управляли по-человечески, нужно дойти до губернатора?

Мы выбираем – они управляют.
Как это часто не совпадает
Безусловно, добросовестные УК в Тульской области существуют. Но при этом, судя по непрекращающимся жалобам жителей региона в различные инстанции, лавинообразно растет число компаний, выполняющих свою работу в лучшем случае формально, а то и вовсе не реагирующих на обращения жильцов; перестали быть единичными случаи недобросовестной конкуренции. И теперь в это понятие входят не только ложные посулы со стороны УК, подкуп инициаторов собраний собственников, давление на жильцов, но и откровенная фальсификация документов, обеспечивающих переход многоквартирного дома (МКД) в управление той или иной компании.
– В жилинспекцию и ко мне лично нередко обращаются собственники таких домов, – прокомментировал начальник ГЖИ Тульской области Леонид Ивченко. – В соответствии с законодательством мы знакомим этих людей с поступившими к нам протоколами собраний. Как правило, собрание проводится не только в очной форме, но и с переходом в очно-заочную, когда собственникам раздаются бюллетени для личного голосования. Знакомим собственников с этими материалами. Если обратившийся говорит: «От моего лица стоит подпись, но я не подписывал», мы ему предлагаем два варианта. Или мы этот факт фиксируем и направляем обращение в полицию от ГЖИ, или передаем ему копию протокола, с тем чтобы собственник обратился в правоохранительные органы самостоятельно. Как правило, люди предпочитают первый вариант. 94 таких протокола с соответствующими заявлениями граждан мы направили в полицию для проведения проверок за период с осени 2018 года по первый квартал 2019-го. На данный момент я владею информацией о том, что, в частности, в Узловском районе по таким материалам возбуждено четыре уголовных дела. В этом районе ситуация на особом контроле жилинспекции – мы направили заявления от собственников квартир в МКД в связи с подделкой протоколов в общей сложности относительно домов по 55 адресам. В основном это касается двух управляющих компаний, где, стоило жильцам переизбрать УК, через месяц поступал новый протокол, «возвращающий» дом в прежнее управление. Формальный порядок рассмотрения таких дел следующий: когда в ГЖИ поступает протокол об избрании жильцами новой управляющей компании, в течение 10 дней он находится на рассмотрении. Если пакет прилагаемых документов содержит официальную «бумагу» о том, что прежняя УК передает права на управление домом, в течение упомянутого срока принимается решение о внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Тульской области, и новая управляющая организация приступает к исполнению своих обязанностей начиная с первого числа месяца, следующего за датой вынесения решения. Если данных от старой управляющей компании нет, а это как раз типовая ситуация, то законодательство предусматривает, что на этом процедура не заканчивается, выносится решение о приостановке рассмотрения поступивших документов и в срок, не превышающий 30 рабочих дней (после истечения 10 дней до приостановки. – Прим. автора), проводится проверка этих материалов.
Проверка заключается в подтверждении наличия подлинников всех необходимых к предоставлению документов, определении кворума, уточнении наличия сведений протестного характера от жителей (в том числе заявлений о подделке протоколов). Однако в рамки полномочий ГЖИ не входит установление факта фальсификации подписей, равно как не вправе жилинспекция признать решение собственников недействительным.
– Существуют два направления получения «протестной» информации, – разъяснил Леонид Ивченко. – Либо жильцы обращаются сами, а таких людей с активной позицией становится все больше, либо сотрудники жилинспекции проверяют информацию по собственной инициативе, как мы поступили, например, в вышеупомянутой ситуации по Узловскому району. Отметив, что фиксируются частые массовые «переходы» в ту или иную компанию и обратно, я лично вместе с сотрудниками выезжал в Узловую. Администрация муниципального образования организовала для нас встречу с председателями советов МКД, в отношении которых возникли вопросы, мы опросили каждого о позиции, занимаемой жителями, обменялись контактами. «Спорных» протоколов теперь стало значительно меньше, но, несмотря на это, мы до сих пор при поступлении документов по этим домам связываемся с жителями и уточняем информацию.
Формальная процедура, в ходе которой протокол общего собрания жильцов МКД признается недействительным, предусматривает судебный иск. Минус ее – во времени, которое нужно затратить на оспаривание протокола. Плюс – в том, что ситуацию (нередко носящую острый характер) с переходом дома в управление нежелательной для жильцов организации можно таким путем «заморозить».
Для этого, по словам начальника ре­гио­наль­ной ГЖИ, при обращении в суд необходимо параллельно заявить ходатайство о наложении меры обеспечения, которая заключается в запрете Госжилинспекции вносить изменения в реестр лицензий по данному дому до вступления судебного решения в законную силу.

На бумаге – гладко. Осторожно, не поскользнитесь!
Правоприменительная практика в регионе наработана и действует. Но сколько же сил и времени нужно, чтобы отстоять свои интересы…
В «ТИ» № 30 (7021) от 21 марта 2019 года была опубликована статья по обращению читателей – жильцов дома № 24 по улице С. Перовской в Туле.
Правовые механизмы заработали, все идет своим чередом, согласно букве закона. И вот «сухой итог» за прошедший месяц.
Государственная жилищная инспекция на запрос редакции сообщает в ответном письме от 19.04.2019 года, что «4 марта 2019 года в ГЖИ ТО представлен новый протокол собрания, в котором содержится решение о переходе дома в управление УК «Южная». Протокол находится на проверке в ГЖИ ТО. Если представленные документы соответствуют предусмотренным законодательством требованиям, то исходя из установленных сроков не исключено, что с 01.05.2019 МКД вновь начнет управлять УК «Южная».
УМВД России по Тульской области 18.04.2019 года по рассматриваемому вопросу информирует: «В настоящее время проводится весь комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, по результатам которых будет принято согласованное с надзорным ведомством законное процессуальное решение».
Все по закону. При этом с верхней ступени крыльца четвертого подъезда дома № 24 по улице С. Перовской скоро можно будет лететь насквозь до нижней; председателя совета этого дома за его спиной, зато прилюдно, представитель УК обвиняет в вымогательстве денег (жильцы дома готовы подтвердить этот факт официально. – Прим. автора); собственники квартир в десятках тульских домов ломают головы над тем, как бы отследить, не поступит ли завтра в адрес ГЖИ новый протокол-«сюрприз». И даже предположить трудно, сколько жителей региона молча оплачивают услуги УК, в официальных документах мягко именуемых «неблагонадежными» просто потому, что не в каждом доме есть председатель совета, готовый вести бой с тенью.
Но буква закона соблюдена.
И вот уже третий вопрос неизбежно приходит в голову думающему человеку: возможно, пересмотра или ужесточения требует сам закон?

Мертвые души
и бездушие живых
Предоставила редакция «ТИ» возможность прокомментировать происходящее и ООО «АСТЕК». На момент подготовки номера в печать ответа на свои вопросы мы не получили, но все так же готовы дать возможность представителям управляющей организации изложить свою позицию в рамках последующих публикаций.
Охотнее комментируют ситуацию жильцы тульских МКД – как выяснилось после первой публикации «ТИ», сценарий, описанный в ней, знаком не только упомянутому дому № 24.
– 30 декабря 2018 года большинством голосов наш дом избрал управляющей компанией ООО «УК «Платоновский лес», – рассказала председатель совета МКД № 66 по 4-му проезду Мяснова Валентина Тихонова. – Мы оформили протокол собрания, сразу же после новогодних праздников УК передала документы в ГЖИ. И – два с половиной месяца тишины. Не хочу раскрывать своих источников информации, но 28 марта ко мне поступил сигнал, что дом наш не попадет в управление «Платоновского леса», мол, нашелся другой претендент. Звоню в жилищную инспекцию, узнаю, что избранная нами компания включена в реестр и приступает к управлению. Но на душе неспокойно, все же решила прийти на личный прием к начальнику ГЖИ. И не напрасно. Он проводил меня в отдел, распорядился дать на ознакомление подлинники документов по нашему дому. Показывают – вот, мол, передали все, как положено. «А меня, говорю, другая компания интересует – та, что на наш дом претендует сейчас. Ваш руководитель велел мне показать все, что есть». Молча достают мне другую папку, от УК «АСТЕК». Открываю первую страницу – в трансе: полностью документы подделаны! Смотрю, кто организовал собрание – фамилию впервые вижу, хотя 49 лет живу в этом доме. Листаю дальше – якобы 12 февраля повесили объявление о собрании, и ровно десять суток оно висело – неправда! Все жильцы свидетели – никогда и ничего не висело. Бюллетени выписаны не на каждого собственника, как положено, а на семью. В моем бюллетене подпись не моя и не моей внучки. Смотрю дальше – сто процентов подделки, вплоть до того, что голосуют покойники.
– Вот я принесла, можете переснять, – предлагает член правления совета дома № 66 Наталья Митина. – Это свидетельство о праве на наследство, где отражено, что моя мама умерла 24 марта 2005 года. А в марте 2019 года она «проголосовала» за «АСТЕК».
– Всего по дому умерших «проголосовало» человек пять или шесть, – уточняет Валентина Тихонова, – переписать фамилии только я не успела... 8 апреля (2019 года. – Прим. автора) я была в суде, подала заявление с ходатайством о приостановлении перехода дома в управление ООО «АСТЕК» и приложила мой бюллетень с поддельной подписью для передачи в полицию…
А вот председатель совета МКД № 24 по улице С. Перовской в Туле Андрей Костромин, с обращения которого в редакцию «ТИ» началась эта туманная история, тем временем уже получил вызов для дачи свидетельских показаний и подтвердил свою позицию в отделе полиции «Центральный».
Вот ведь упрямый какой попался! И в ГЖИ заявление написал, и в прокуратуру, и в управление по административно-техническому надзору Тулы обращение подал. И, пока суд да дело, УК «АСТЕК», принявшей дом в управление 1 марта 2019 года, покоя не дает – просит срочно провести ремонт крыльца 4-го подъезда: «Ступени интенсивно осыпаются, и в месте стыка лестницы и железобетонной плиты при входе в подъезд на высоте 1,5 метра от земли образовался зазор шириной 20 см и длиной 85 см, который продолжает расти и представляет угрозу жизни и здоровью людей».
Заявление за входящим номером 234 принято управляющей компанией 08.04.2019 года. С тех пор дыра в девятой снизу ступени крыльца подъезда № 4 разрослась, заняв почти две трети длины самой ступени. Не лучше и состояние второй ступени крыльца третьего подъезда, но тут хотя бы ниже, чем по колено, не провалиться. Люди пробоину строительным мусором заложили, границу реечкой обозначили и живут себе. Жить-то надо.
…И вот – четвертый вопрос. Не последний, к сожалению, но отличный от прочих тем, что на него существует ответ. Этот вопрос независимо друг от друга задали репортерской группе «ТИ» сразу трое из тех, с кем нам довелось беседовать при подготовке материала: «Зачем это нужно ВАМ?».
Звучит ли это громко или смешно, наша цель – справедливость. Хочется верить: достижимая.


Полные ответы на вопросы редакции к ГЖИ Тульской области и пресс-службе УМВД России по Тульской области читайте на сайте издания www.ti71.ru в приложении к электронной версии данного материала.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий