Общество

20:05, 05 мая 2014

Обязательно будьте здоровы!

Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Врач отделения профилактики поликлиники № 3 тульской горбольницы № 9 Валентина Никитина о Великой Отечественной войне может написать книгу воспоминаний. Не собственных, естественно, а ­своих пациентов. Поскольку она доктор, ответственный за особую группу больных – инвали­дов и участников ВОВ, а также приравненных к ним лиц.

К Никитиной люди идут не только за врачебной помощью, но и за тем, чтобы пообщаться. О войне ветераны, как правило, поговорить любят, тем более что согласно законам возраста прошлое предстает перед их внутренним взором с предельной ясностью, в мельчайших деталях, а настоящее поддается осмыслению с некоторым трудом.
Во все кабинеты для участников войны вход без очереди, но медсестре профильного приходится их туда едва ли не за ручку водить: подойдут к двери да и сядут в общую очередь – стесняются. А очередь им уже никак не по здоровью – возраст-то в среднем к девяноста годам подбирается… Что-то, может быть, самое главное уходит вместе с этим поколением. Какое-то неброское мужество, проявлять которое и в большом, и в малом для них так же естественно, как дышать.
Наблюдающие ветеранов врачи отмечают у них тот же набор
заболеваний, что свойственен и невоевавшим их ровесникам, если, конечно, не дают о себе знать застарелые контузии и ранения. Это сердечно-сосудистые заболевания, болезни мочеполовой системы и системы органов дыхания. Всего на учете в поликлинике № 3 – 17 инвалидов, 63 участника войны, 4 узника концлагерей, 12 воинов-ин­тернационалистов, 7 вдов. Каждый
год к началу мая все они проходят диспансеризацию. Не обязательно в ЛПУ, многие на дому. Для этого заслуженный врач РФ, терапевт высшей квалификационной категории Валентина Никитина и медсестра кабинета функциональной диагностики Галина Касатова, захватив кардиограф, тонометр и лабораторный набор, системно объезжают большой Пролетарский район. В день успевают посетить 10–12 человек, и в одну из своих рабочих поездок медики согласились взять репортерскую группу «ТИ».
Позитивные люди
Виктор Иванович и Александра Михайловна Панковы вместе с 1946 года. По врачам ходить не приучены, лекарства стали принимать постоянно, только когда в прошлом году умер единственный сын. Живут вдвоем – друг другом и ожиданием внучки, которая старается, как только появляется свободная минута, забежать к старикам.
К Панковым Никитина приехала, чтобы познакомить их с результатами анализов.
– Виктор Иванович, у  вас гемоглобин низкий и изменения есть на кардиограмме. Вы должны есть говядину, курагу, орехи, гулять. Если почувствуете ухудшение самочувствия, сразу звоните…
– Да в него мясо не затолкнешь, – жалуется супруга. – Сидит на одних овощах. Хотя давление, по вашему приказу, мы каждый день меряем – боимся слечь.
– Ничего, и не такое бывало… – отвергает подобный поворот событий глава семьи, поглаживая награды на специально надетом к приезду гостей кителе полковника.
…Виктор Панков из деревни Зябрево Суворовского района. Окончив школу в 1941 году, подал документы в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. 12 июня ему пришел вызов на экзамены, а 22-го началась война… Тем не менее юноша отправился в Северную столицу, но лишь до Москвы добирался шестеро суток – все было забито эшелонами. Когда прибыл в Ленинград, оказалось, что училище прием студентов прекратило. Но не возвращаться же обратно в Суворов! Панков поступил куда удалось – в Военно-морское интендантское училище. Однако еще до начала учебного года был отправлен на Ленинградский фронт.
Затем в жизни молодого солдата была блокада, 180 граммов сухарей в сутки, ночевки в неотапливаемом помещении. После эвакуации он попал в роту автоматчиков в составе 62-й отдельной мотострелковой бригады рядовым. Воевал на Северном Кавказе, проходил стажировку на Северном флоте. С супругой познакомился под Ригой: вой­на уже кончилась, но наши солдаты продолжали воевать – обезвреживали заминированное Балтийское море.
Решение стать профессиональным военным так и не покинуло Виктора Панкова, он окончил Академию тыла и снабжения в Калининграде и на этом поприще дослужился до звания полковника. Даже уволившись из Вооруженных сил, он еще 24 года трудился на крупных тульских предприятиях в кадровой службе. У ветерана две медали «За боевые заслуги», два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени. В прошлом сентябре Панков отпраздновал 90-летие, поэтому на «боевую подругу» Александру Михайловну смотрит несколько свысока – ей до такого рубежа еще полтора года…
– Мы лекарства пить не любим, – говорит супруга ветерана, кавалер ордена Отечественной войны II степени. – Да и в больницу-то никогда не ходили. А сейчас и вовсе: врачи нас без вызова сами навещают.
Несмотря на то что Панковы не грузят своими болячками докторов, Валентина Никитина считает чету образцово-показательной диспансерной ячейкой. В их возрасте позитивный настрой решает если не все, то многое. Для поддержания такого настроя доктор дарит Панковым сборник стихов собственного сочинения. Знает, что непременно прочтут и не преминут поделиться впечатлениями.
С высоты птичьего полета
Участников войны супругов Климанкиных ждал полный первичный  осмотр, поэтому медики возились с ними долго. Надо было не только снять кардиограмму и забрать кровь, но и наметить мероприятия второго этапа диспансеризации. У Ивана Владимировича и Александры Петровны букет заболеваний, а лишний раз до поликлиники даже добраться сложно. Пятый этаж, лифта нет, так что приходится воспринимать мир с высоты птичьего полета…
Изложив целый комплекс проблем в отношениях с участковой поликлиникой, Климанкин получил от Никитиной «слово чести», что все вопросы будут решены. Надо сказать, Валентине Васильевне такое слово дать труда не составляет. Сорок лет проработав главным врачом четвертой горбольницы (которая стала теперь третьей поликлиникой девятой горбольницы), Никитина знает и Пролетарский район, и практически каждого его жителя долго и близко. Пользуется уважением в коллективе и без комплексов использует его ради своих пациентов. Медицинские проблемы ее диспансерной группы действительно решаются на раз.
Репортеры «ТИ» просили Ивана Владимировича рассказать что-то самое памятное о войне, только вот доктор не разрешила. Говорит, тут особый случай, разволнуется – придется потом «скорую» вызывать…
День Победы Климанкины планируют встретить, как обычно, в полном семейном составе. У них две дочери, шестеро внуков. В прошлом году даже самого маленького, трехмесячного Ванечку, к деду с гвоздиками за свивальничком привезли. А теперь-то
внучок большой, в руке принесет…
А вот еще ветеран, Анатолий Степанович Панченко, хоть и живет один на седьмом этаже, выходит не только на балкон. Мы застали его среди букетов – несколько дней назад он отпраздновал 95-летие. Внучка Леночка, дизайнер по профессии, преподнесла деду типографским способом изданный фотоальбом, где как на ладони долгая и такая непростая жизнь Анатолия Степановича.
– Меня совет ветеранов чествовать собирается, как не пойти, – говорит Панченко.
Он и в поликлинику частенько приходит, поэтому пакет обследований у него в полном порядке. Но Галина Касатова все равно снимает кардиограмму, ведь у ветерана установлен кардиостимулятор – лишняя проверка не помешает.
– Мне кардиолог такой препарат новый выписала, теперь сердце совсем как часы, – хвастает Анатолий Степанович. И кардиограмма действительно оказывается в норме.
– А вы не хотите в областной госпиталь ветеранов войны поехать подлечиться? – спрашивает доктор Никитина. – Мы путевку вам хоть завтра оформим.
Старый солдат, конечно, соглашается. Но только если после встречи с товарищами. А то ребята из совета ветеранов ждут, он же обещал за юбилей проставиться…
Живите долго
Всего на диспансерном учете в Тульской области состоят 562 инвалида войны и 1999 участников, 138 блокадников Ленинграда, 1334 бывших узников концлагерей и гетто, 3 Героя Российской Федерации, 5 полных кавалеров ордена Боевой и Трудовой Славы, 11 Героев Социалистического Труда. Подавляющее большинство из общего числа участников ВОВ имеют инвалидность. Но на селе, несмотря на систему выездных медико-социальных экспертиз, к удивлению докторов, встречаются и такие ветераны, что до сих пор не спешат признавать себя инвалидами. И высокой пенсией не соблазнишь: мол, и так хватает. Привыкли старики к более чем скудному потреблению и, что можно хоть на закате пожить иначе, даже в толк не берут…
В Тульской области сложилась и много лет четко действует структура медицинской помощи ветеранам, снабжения их медикаментами. Уж кем-кем, а медиками они не обижены. Всю необходимую помощь фронтовики получают в лечебно-профилактических учреждениях, по участковому принципу. Везде выделены врачи и медсестры, отвечающие за организацию медпомощи ветеранам войны. В большинстве крупных ЛПУ организованы специализированные кабинеты, в регистратурах поликлиник имеется специальная картотека, где содержатся промаркированные амбулаторные карты с красной полосой по диагонали. Любой медик, в руках которого оказывается такая карта, знает, что ее хозяина следует обслужить вне очереди. В Тульском клинико-диагностическом центре все консультации и обследования ветераны получают не только без очереди, но и сверх всяких квот. А им даже больше самих процедур как раз и нужно внимание, внимание и еще раз внимание.
Здоровья вам, замечательные наши люди!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий