Общество

19:58, 17 апреля 2013

Шаг к эволюции

«Учащийся, береги каждую рабочую минуту!» – призывает старый плакат на стене токарной мастерской тульского профессионального лицея № 25 имени Н. Демидова. В полном соответствии с советским лозунгом одиннадцать стоящих за станками ребят сосредоточены на поставленной перед ними задаче. Ребята едва заметно волнуются – это не рядовой урок, они соревнуются за право представлять регион на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства. Конкуренция между юными рабочими традиционно очень высока. И не только потому, что поехать на российский этап олимпиады престижно: победить – значит заявить о своем мастерстве, быть замеченным, в том числе, потенциальными работодателями. По сути, привлечение внимания руководителей предприятий к возможностям и проблемам учреждений начального и среднего профессионального образования наряду с популяризацией рабочих специальностей и есть главные цели организаторов таких состязаний. Областной рынок труда по-прежнему испытывает дефицит кадров этой сферы. Многие производства, как, например, ОАО «ТПЗ-Инструмент», представитель которого председательствовал в жюри конкурса, констатируют высокую потребность в молодежи. До семидесяти процентов токарей на заводе – старше 45 лет, есть и рабочие, достигшие пенсионного возраста, которых пока некем заменить. Учреждения начального профессионального образования готовы учить смену, но ажиотажа при приеме нет. С одной стороны, на численности набора продолжает сказываться демографический кризис девяностых. С другой – выпускникам школ явно недостает при выборе специальности здоровой мотивации. – Сознательное отношение к профессии встречается нечасто, – говорит заместитель директора регионального департамента образования Сергей Субботин. – Чего греха таить, в основном в училища поступают ребята, которые в общеобразовательной школе имели не очень высокий уровень оценок. Они просто не знают, куда еще могли бы пойти. Тем не менее порядка восьми тысяч молодых людей сегодня получают специальности в 24 учреждениях начального профессионального образования. Как показывает практика, часть ребят, получив диплом, уйдет в армию, многие девочки обзаведутся семьями, но все-таки, согласно областной статистике, более шестидесяти процентов выпускников будут трудо­устроены соответственно квалификации. Этот показатель гораздо выше общероссийского, однако предприятия продолжают испытывать кадровый голод. Работники профессионального образования полагают, что отчасти это недоработка самих промышленников. Понятно, что руководителю хочется получить квалифицированного работника с опытом и высоким разрядом. Но ведь они не возникают из воздуха – их надо растить. – Любая смена коллектива требует психологической адаптации, и не всегда молодежи удается ее пройти, – считает Сергей Субботин. – И не только тогда, когда ей приходится переучиваться работать на более современном оборудовании. Большую роль играет материальная заинтересованность выпускника училища в работе на предприятии, уровень социальной защищенности. Иногда работодатели лукавят, не говорят о том, что часть ребят уходят не потому, что они не умеют работать, а потому, что имеют низкий статус, не чувствуют себя нужными. В советские времена на производстве был развит институт наставничества, сейчас его почти не осталось. К тому же не все предприятия охотно откликаются на наши просьбы по организации производственных практик и стажировок. А согласно требованиям государственного стандарта, стажироваться должны не только учащиеся, но и их преподаватели, мастера производственного обучения. Если взаимосвязь между профобразованием и работодателями наладится, тогда переход от учебы к работе в психологическом смысле будет не революционным, а эволюционным. У ребят появится понимание, куда они пойдут, сколько смогут зарабатывать, какие у них перспективы. Проблем станет меньше. К слову, за положительным опытом подобного сотрудничества далеко ходить не нужно – он есть и в регионе. К примеру, алексинское профессиональное училище № 2, готовящее специалистов для машиностроительной отрасли, в основном ориентировано на ЗАО «Тяжпромарматура». В цеха предприятия ученики направляются на стажировку, руководителей приглашают в аттестационную комиссию, причем их мнение о качестве подготовки специалистов становится решающим. Но соответствовать запросам завода училищу с устаревшей материально-технической базой нелегко. Программа модернизации образования в регионе принята, ее финансирование позволило претендовать на получение федеральных средств, а значит, постепенно оборудование профессиональных училищ будет обновляться. Но те же алексинцы пока получили только один современный станок, да и тот еще не успели установить. Так что конкурсанту Алексею Миронову пришлось несколько раз ездить в Тулу, чтобы как следует подготовиться. Алексей из тех учеников, кто выбрал токарное ремесло не случайно – перенял по наследству. – С детства видел, как работает отец, какие вещи можно делать на станке, все это очень нравилось, – рассказывает молодой человек. – Уже с седьмого класса он и меня этому учил. Так что здесь я хоть и моложе многих участников, но чувствую себя уверенно, делаю то, что умею. Алексей после выпуска собирается пойти на «Тяжпром­арматуру», надеется попасть в один из современных цехов на станки с программным управлением. Расчет экономический: физически работа полегче, зарплата существенно выше. Начинающий станочник уверен: на производстве вполне можно зарабатывать. Можно и карьеру построить, «если пойдет». – А вдруг не сможешь попасть на то предприятие, куда хочешь? – интересуемся мы. – Попаду на другое, – уверенно отвечает юноша. Основания для уверенности есть: пока еще первокурсник, Алексей лучший в своем училище. И хотя на областном этапе олимпиады он занял лишь десятое место, у него еще все впереди. Победители подобных конкурсов на рынке котируются: им поступают предложения от работатодателей, они могут позволить себе выбирать. В нынешнем году такую «путевку в профессию» заслужил занявший первое место Михаил Фетисов из Болоховского машиностроительного техникума. 
Елена КОЛОБАЕВА 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Все фото здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему