Тайны спецслужб

13:43, 17 апреля 2024

Гора Услань и Ломинцево в 1941-м: кто из немецких пособников сначала умер, а потом получил 10 лет

Гора Услань и Ломинцево в 1941-м: кто из немецких пособников сначала умер, а потом получил 10 лет

Несколько лет назад тульские археологи удивили общественность сообщением о том, что недалеко от села Ломинцево и деревни Гора Услань в Щекинском районе на левом берегу реки Упы им удалось обнаружить городище: были и удивительные находки, и восторженные отзывы в СМИ. Раскопки в тех местах, где жили далекие предки, дали богатую почву для размышлений. Впрочем, события XX века, происходившие в указанных населенных пунктах, тоже оставили немало тайн – и сегодня мы приоткроем некоторые из них, опираясь на материалы пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области.

Начнем с того, что 24 декабря 1941 года Управлением НКВД по Тульской области был задержан, а затем арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. 58 п. 1 «а» УК РСФСР Егор Лар-ев.

ДОСЬЕ

Егор Васильевич Лар-ев. 1888 года рождения. Уроженец и житель села Ломинцево Щекинского района. Признан виновным в том, что он, проживая в период немецкой оккупации на территории Щекинского района, работал старостой деревни Гора Услань – Маевка и выполнял указания оккупационных властей. В ходе следствия признал себя виновным. По показаниям Лар-ева проходил как работавший на немцев Гор-ев, о котором Егор Васильевич на допросе от 5 июля 1942 года показал следующее: 7 ноября 1941 года немецкие войска оккупировали деревню Гора Услань, «но так как я работал до этого председателем колхоза, то меня числа 13 ноября 1941 года вызвали в город Щекино в городскую управу, где заведующий земельным отделом Гор-ев провел совещание по вопросу снабжения немецкой армии хлебом и продуктами питания, для чего нужно производить обмолот зерна. На этом же совещании Гор-ев сказал, чтобы мы написали списки коммунистов и передали в городскую управу. После совещания Гор-ев стал раздавать удостоверения о назначении старост и старшин».

Получил такой документ о назначении старостой деревни Гора Услань и Лар-ев. Из Щекинской горуправы новоиспеченный староста поехал домой. От немецкого командования и их властей ставленник получил следующие задания: производить обмолот зерна, подвозить топливо для немецкой армии, написать список имеющихся коммунистов, следить за появлением партизан, посылать колхозников на различные работы в пользу вермахта, выделить 4 лучших лошадей в обоз германской армии. «Полученные задания от немецкого командования я выполнил», – признавался чекистам коллаборационист – и уточнил: он посылал колхозников подвозить дрова из леса к немецкому штабу в город Щекино («всего я послал несколько подвод»), в период нахождения оккупантов в Ломинцево отдал для них несколько килограммов мяса из кладовой колхоза. В этом самом колхозе имелось два быка, «которых мне пришлось отдать немецким войскам, так как ко мне приходили немецкие солдаты и стали требовать мясо, и я вынужден был отдать имеющиеся в колхозе быков». Лар-ев послал во вражеский обоз четырех колхозных лошадей и столько же колхозников (это требовалось, как правило, для перевозки к фронту или в тыл немецких военнослужащих, топлива, боеприпасов), «но один колхозник Чибисов Иван Федорович ехать отказался, он остался дома». Непосредственно о Гор-ве Лар-ева чекисты не допрашивали. И вот как сложилась его судьба. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 28 ноября 1942 года за измену Родине бывшего старосту Лар-ева приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Однако наказание он не отбывал! Еще до вынесения Особым Совещанием постановления Лар-ев, содержавшийся в тюрьме, умер…

Наверняка Лар-ев знал Василия Ивановича Ч-ва, 1906 года рождения, уроженца Ломинцево, проживавшего по месту рождения. Ч-в после изгнания фашистов оказался в руках советских спецслужб; он был признан виновным в том, что, проживая на оккупированной немцами территории Щекинского района, «работал старшиной трех населенных пунктов Ломинцевского сельсовета Щекинского района и выполнял указания оккупационных властей», «на следствии Ч-в признал себя виновным в том, что был назначен старшиной, но заявил, что помощи врагу не оказывал»; впрочем, «в пособничестве врагу он уличался показаниями свидетелей». По показаниям Ч-ва тоже проходил Гор-ев, о котором Василий Иванович на допросе 24 декабря 1941 года сообщил следующее: «10 декабря <1941 года> меня вызвали в горуправу, и Гор-ев, грозя оружием, заставил меня выполнять должность старшины». Подробно о Гор-ве Ч-ва – так же, как и Лар-ева – сотрудники госбезопасности не допрашивали.

Ч-в по постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 27 июня 1942 года «за переход на сторону врага» был осужден к расстрелу, «постановление в исполнении приведено».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий 1941 года на Тульском направлении



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий