Тайны спецслужб

11:57, 11 апреля 2024

Как во время оккупации Щекинского района становились старшинами, или Приговор – расстрелять

Как во время оккупации Щекинского района становились старшинами, или Приговор – расстрелять

«На предварительном следствии Кон-в признал себя виновным в том, что в период немецкой оккупации Щекинского района служил у оккупантов старшиной деревень Верхние Суры, Нижние Суры, Гремячий Колодезь, Кутеповка, Тыртовка и Ганиловка (по другим данным Гниловка. – Прим. ред.), входивших в Огаревский сельсовет. Будучи старшиной, выполнял указания оккупационных властей».

В рамках редакционного проекта про щекинского бургомистра Кувшинова и его окружение мы продолжаем знакомить читателей с малоизвестными фактами из истории начального периода Великой Отечественной войны – при подготовке этой публикации мы опирались на материалы пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области. Они же отчасти дают ответы на вопросы: кто они были, эти самые старшины, и как они выстраивали отношения между немцами, другими коллаборационистами и простыми щекинцами?

В показаниях Кон-ва, арестованного по обвинению в измене Родине Управлением НКВД по Тульской области 25 декабря 1941 года, проходит Федор Гор-ев. 25.12.1941 г. Кон-в сообщил чекистам: в первых числах декабря 1941-го ему, то есть Кон-ву, мальчик по фамилии Кулешов принес из Нижних Суров повестку о явке в Щекинскую городскую управу. На следующий день Дмитрий Кон-в так и поступил. Его в горуправе встретили какой-то немец и районный агроном Федор Иванович Гор-ев.

«Гор-ев мне передал устно распоряжение командования немецких властей о назначении меня старшиной деревень Верхние Суры, Нижние Суры, Гремячий Колодезь, Кутеповка, Тыртовка и Ганиловка. В круг моих обязанностей как старшины входило: руководить старостами названных деревень, через посредство их соблюдать в хозяйстве колхозов порядок, сохраняя инвентарь, хлеб, фураж, скот. После того как мне выдали немецкие военные власти удостоверение о том, что я старшина, меня вызвал в Щекино агроном Гор-ев, дал указание, чтобы в подчиненных мне селах сохранить все колхозное имущество: лошадей, хлеб и инвентарь, – объяснял сотрудникам госбезопасности Дмитрий Иванович Кон-в, 1889 года рождения, уроженец и житель деревни Верхние Суры. – Я обошел, встретил старост вышеупомянутых деревень и передал им в устной форме это распоряжение».

Мы пока не можем взглянуть на один весьма любопытный документ, но имеем возможность хотя бы рассказать о нем нашим читателям. Так, нам стало известно, что к делу Дмитрия Кон-ва приобщено удостоверение за № 163, выданное на имя Кон-ва Щекинской горуправой 8 декабря 1941 года, из которого следует: Кон-в является старшиной деревень Выглядовка, Кутеповка, Нижние Суры, Огаревка, Гниловка, Тыртовка, Верхние Суры. «Удостоверение имеет подпись «бургомистр города Щекино Кувшинов», но последним оно не подписано». На документе – немецкая печать и подпись на немецком же языке. «На обороте удостоверения текст его на немецком языке». Как сложилась судьба этого старшины? По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 5 апреля 1942 года Дмитрий Кон-в был расстрелян.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА: реконструкция событий 1941 года на территории Тульской области

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий