Без срока давности

17:13, 22 февраля 2022

Староста Самуил Лукьянов. Как щекинец спас 9 красноармейцев

Староста Самуил Лукьянов. Как щекинец спас 9 красноармейцев

Наши читатели, знакомясь с проектом «Найти бургомистра», живо интересуются судьбами щекинских старшин и старост, просят по возможности рассказать о каждом. Люди в наши дни хотят разобраться: кто из земляков добровольно и даже чересчур активно помогал гитлеровцам; кто стал жертвой непростого житейского выбора (работать на врага или в случае отказа попасть под подозрение, голодать, подвергаться унижениям, грабежу, насилию и, возможно, погибнуть); а кто только делал вид, что охотно пошел на службу новой власти, а реально всячески старался принести пользу соотечественникам-патриотам, Родине. Сегодня мы расскажем о Самуиле Лукьянове.

ДОСЬЕ

Самуил Александрович Лукьянов. Родился в 1895 году в деревне Сукроминка Щекинского района Тульской области. Проживал там же. Был задержан Управлением НКВД по Тульской области 22 декабря 1941 года как подозреваемый в измене Родине. Проверкой было установлено: мужчина, находясь на оккупированной территории, был назначен Щекинской городской управой на должность старосты деревни Туры.

Однако сотрудники госбезопасности быстро выяснили: староста Лукьянов «пособничества врагу не оказывал, а, наоборот, принял активное участие в спасении девяти военнослужащих Советской армии, оказавшихся в окружении немцев».

Интересно, что в материалах расследования фигурирует Федор Ножнов (фамилия изменена; напомним, это был начальник сельскохозяйственного отдела Щекинской городской управы, заместитель бургомистра, агроном). Лукьянов 23 декабря 1941 года сообщил о себе чекистам следующее: старостой д. Туры он был назначен с 10 декабря 1941-го горуправой, где «старший агроном земельного отдела горуправы Ножнов объявил мне о назначении». Самуил Александрович согласился стать старостой. И вот почему.

– Если ты не будешь работать старостой, то тебя накажут, – ясно дал понять Ножнов.

Ни об обстоятельствах назначения на должность старосты, ни о Ножнове чекисты Лукьянова более подробно не расспрашивали. И вот справедливый итог этой истории: «По постановлению УНКВД Тульской области от 7 января 1942 года Лукьянов из-под стражи освобожден за отсутствием в его действиях состава преступления». Не каждый староста – коллаборационист, предатель.

Примечательно, что в тот же день, когда был задержан Самуил Лукьянов (то есть 22.12.1941 г.), с чекистами пообщался еще один щекинец, Алексей Степанович Петровичев, 1906 года рождения, уроженец и житель деревни Большие Озерки Щекинского района, беспартийный. Петровичев сообщил сотрудникам госбезопасности о том, как себя вел в период оккупации его односельчанин Михаил Михайлович Простов (фамилия изменена). «Я знаю, что Простов являлся охранником при немцах, – поведал Петровичев. – За кражу государственного имущества, когда он работал завхозом в углеразведке, был осужден на 1,5 года. Каждый день он бывал в городской управе. Как мне известно, он являлся агентом гестапо. Когда он бывал в деревне, то выслушивал разговоры и передавал в гестапо. 8 декабря 1941 года два комсомольца, Семичастнов Василий и Семичастнов Василий, в 7 часов вечера были остановлены Простовым и по его доносу они были арестованы на двое суток. До прихода немцев колхозники хотели разделить хлеб между собой, но Простов заявил, что этого не допустит, что хлеб принадлежит ему. Он ударил двух женщин. Простов угрожал, что повесит коммунистов и активистов».

О поведении Простова мы еще поговорим отдельно, а пока ответим на вопрос наших читателей, которые просят рассказать: какие документы периода оккупации Щекинского района пережили военное лихолетье? Нельзя сказать, что их много, но – они есть! Например, уцелело заявление Виктора N, направленное им в земельное управление Щекинской городской управы. Вот что он писал: «Прошу земельное управление расследовать дело о Самсонове Иване Исаевиче, который проживает в данное время в деревне Тележенка на мельнице. Он был ранее директором нескольких мельниц, и когда прибыли немецкие войска, он ходил в Тулу к красным и откуда возвратился обратно.

Я считаю, что он как бывший директор партизанил и передавал красным тайные документы о немецких войсках, о чем может подтвердить NN и который работал на этой мельнице NNN».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий