Без срока давности

20:58, 21 февраля 2022

Стучал пистолетом по столу. Как допрашивали щекинских «ястребков»?

Стучал пистолетом по столу. Как допрашивали щекинских «ястребков»?

До прихода гитлеровцев в Щекинский район Николай (интересно, что по другим данным – Никита) Алексеевич Воробьев работал горным мастером на шахте №16. Там же он пересекался с Кувшиновым, будущим немецким ставленником – да каким: бургомистром! Воробьев еще до появления нацистов запомнил Кувшинова как человека, грубо относившегося к горнякам. Воробьев с Дмитрием Павловичем часто ссорился по рабочим моментам. Ну а потом они встречались, когда Кувшинов стал бургомистром.

ДОСЬЕ

Родился в 1912 году в деревне 2-ое Бабенково Мценского района Орловской области. Из крестьян-середняков. Проживал в г. Щекино по ул. Советской. Образование 4 класса начальной школы. Беспартийный. Имел паспорт, выданный в 1934 или 1937 г. Щекинским районным отделением УНКВД по Тульской области. В 1941 году – боец Щекинского истребительного батальона (далее в Великой Отечественной войне не участвовал). В 1945 году – начальник участка шахты №16 в Щекинском районе. Военнообязанный (на спецучете). Командир отделения. Правительственных наград не имел. Был женат на Евдокии Сергеевне Воробьевой (1914 года рождения, домохозяйка), воспитывал сына.

До вступления немцев в район боец истребительного батальона Воробьев нес караульную службу в Щекино. «Такие же функции выполняли и остальные члены истребительного батальона». Командовал «ястребками» Иван Яковлевич М. Со слов Воробьева, при приближении немцев к Щекинскому району М. батальон оставил и эвакуировался с районными руководящими работниками. Батальон остался без руководства, бойцы разошлись по домам.

Примерно 3 ноября 1941 года бургомистр города Щекино Дмитрий Кувшинов дважды приходил в дом в деревню Малые Озерки, где проживал Воробьев.

«Первый раз вечером заходил один, а второй раз утром прибыл с немцами и направил меня на регистрацию в городскую управу, – сообщил Воробьев сотрудникам госбезопасности 20 июля 1945 года. – После регистрации был направлен на работу в деревню Колпна по восстановлению водокачки, где было еще несколько людей из истребительного батальона. Числа 10-го ноября 1941 г. находился на работе по откачке воды из котельной клуба, пришли из полиции Семелеев и Степанов (фамилии изменены), арестовали меня и Пилипенко Василия Васильевича, привели в пос. 2-я группа г. Щекино в немецкий штаб, где производили нам допрос поодиночке. Допрашивал немецкий офицер с переводчиком. При допросе интересовались, куда ездили в разведку, что добыли, кто посылал и рядом других вопросов интересовались. Точно не могу сказать, кто о нас сообщил немцам». Из представителей горуправы на том допросе никто не присутствовал. Со слов Воробьева, германский офицер вел себя с «ястребками» грубо. Стучал пистолетом по столу. Кричал на Воробьева. Через переводчика пугал: «Я все равно узнаю, вам будет хуже».

Не лучше себя вели и представители горуправы. Те мало того, что требовали от бывших бойцов истребительного батальона ежедневно являться на регистрацию, так еще и заставляли выполнять тяжелые физические работы – причем, как мы уже говорили, бесплатно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий