Общество

Через грязь и топи… к звездам

Джиперы и квадроциклисты, съехавшиеся в минувшие выходные в Ленинский район из Волгограда, Рязани, Москвы, Тулы и области, получили возможность принять участие сразу в трех состязаниях. Ралли оптом Заезды длились два дня. Первый вместил в себя трофи-рейд «Засечная черта-2013» и стартовый этап «Тульской внедорожной серии» – череды ралли по бездорожью, окончательный итог которой подведут в октябре. Трофи-рейд – то же спортивное ориентирование: участник получает список контрольных пунктов-координат и ищет их при помощи навигатора, попутно пробираясь через ручьи, болота и грязь. На второй день открылась закольцованная трасса с препятствиями под предсказуемым названием «Преодоление». Самое сложное в ней – крутой поворот у кромки пруда, самое зрелищное – сколоченные из досок «качели», по типу тех, которые являются характерным атрибутом тест-драйвов. К натуральным природным преградам, любимым джиперами, никакого отношения они не имеют, зато публике нравятся. Зрителей здесь, к слову, собралось немало. Каждый второй фиксирует происходящее на фотокамеру или телефон. Прохождение этого небольшого (в 1,5 километра) «грязевого кольца» – самостоятельное испытание с отдельным призовым фондом. Однако на старт здесь выходят по большей части для собственного удовольствия. Так, Виталий Митин живет недалеко от этих мест и трудится егерем. Ему усиленный автомобиль нужен сейчас в основном для работы. Он полушутя-полусерьезно рассказывает, как джип на огромных колесах полезен, когда надо срезать гроздь опят, растущих высоко на стволе дерева. Трассу он сегодня прошел, чтобы испытать автомобиль, соревновательной мотивации участия в ралли у него нет. – Себестоимость этого спорта сильно кусается, – поясняет Митин. – Машины ломаются часто, детали стоят дорого. Я уже собрал и продал один автомобиль, теперь хочу второй с рук сбыть. Но сделка все равно оставит меня в минусе: чтобы собрать джип, я потратил 500 тысяч, а пытаюсь выручить за него на сотню меньше… – Нет, ну разве это грязь? Все уже просохло, – констатирует один из участников. Мне рассказывают, что трассу для трофи-рейда и полосы препятствий готовили неделю. Все это время жили в условиях проливных дождей. Говорят, организаторский шатер чуть ветром не унесло – все, кто мог, держали его, чтоб не улетел… Испытать себя Полуторакилометровую дистанцию кольца джип проходит влет, после еще несколько секунд организаторам из тульского клуба «Экстримавто» требуется, чтобы «подлатать» испорченную трассу – вернуть на место «волчатник», размечающий, где должен пройти автомобиль. И на старт выходит следующий внедорожник. У каждого экипажа тут две «жизни» – две попытки одолеть трассу. Потом из этих «вариаций» выберут лучшую. Очередной участник не вписывается в колею, сдает назад и снова промахивается. – Может, ему стрелочника выписать? Пусть стрелку переведет, – смеется кто-то в толпе «сочувствующих». На трассу выезжает уазик. Несколько секунд – и все грязевые препоны остаются позади, впереди только «качели» и финишная прямая. – Разложился! – кричат в зрительской толпе. Во время «полета» с качелей у машины ломается мост, колесо неловко выворачивается, и внедорожный монстр сразу приобретает какой-то больной вид. Его тянут несколько метров на лебедке – прочь от трассы и оставляют «на лечение». Сбегается народ, вышедший из строя внедорожник обступают со всех сторон – за сегодняшний день это единственная серьезная поломка. – Ну что, все решаемо? – интересуются коллеги. – А у нас не бывает ничего нерешаемого, – отвечает пилот поломанного экипажа Ден Лопарев, больше известный как Ден-71. Поле, сварка, болгарка Через четыре часа Ден все на том же месте возле своей поверженной машины. Колесо сняли, и он сидит на нем, как на стуле. – Дела плохи, – констатирует Ден. – Это закономерность такая: если выступаю где-то в гостях – в Рязани, Орле, Калуге – возвращаюсь с медалями. Как только в Туле – сразу поломка. Еще часок – и исправим. В поле все просто лечится – сваркой и болгаркой… Соревнования окончены. Последними проходили «грязевое кольцо» квадроциклисты – желающих проверить себя и технику в условиях полосы препятствий было четверо. К слову, накануне в трофи-рейдах приняли участие в два раза больше водителей этой мототехники. Самому молодому и удачливому (взял «золото» во всех возможных номинациях) квадроциклисту 18 лет. Зовут его Павел Ростовцев, впервые за руль четырехколесного мотовездехода он сел восемь лет назад. – Самое главное в соревнованиях – на старте побороть эмоции, адреналин, – говорит Павел. – Если излишний драйв не утихомирить – все, считай, битва проиграна: до финиша не доберешься. Будет желание в первые минуты вырваться вперед, всех обставить, и это чаще всего губит технику… Юлия ГРЕЧЕНКОВА Фото автора

Другие новости