Общество

Спасти заповедник

post-img

Фото: государственный архив Тульской области

Валерия ГРЫЗЛОВА

Фото: государственный архив Тульской области

В архиве Крапивенского краеведческого музея хранится документ, датированный 14 октября 1941 года. В нем – часть истории государственного лесного заповедника «Тульские засеки», с которого в Тульском крае начиналась научная природоохранная деятельность.

Октябрь 1941-го – период архисложный. В это время в области идет эвакуация жителей, оборудования, техники, скота, в Туле создаются оборонительные районы. Крапивенский район, что в 40 километрах от областного центра, – прифронтовой. Здесь, под Крапивной, сердце заповедника, его центр: накопленный за несколько лет работы научно-исследовательский материал, топографические карты местности, отчеты научных сотрудников по различным направлениям, планшеты аэрофотосъемки… Все это решено было спрятать: «В связи с создавшейся угрозой возможной гибели научных отчетов, оборудования и научно-исследовательского материала заповедника от пожаров при вражеской бомбардировке и начавшейся эвакуации Крапивенского района, вышепоименованные лица (и. о. директора заповедника Н. А. Голосов, научные сотрудники заповедника В. В Попов, И. П. Пряхин, Г. И. Лихачев и почвовед Е. П. Герасимова. – Прим. автора), руководствуясь указаниями Главного управления по заповедникам, сочли своевременным и необходимым сохранить названные отчеты и материалы, путем сокрытия их в земле, при надлежащей упаковке в ящиках. Этим сокрытием сохраняются наиболее ценные документы научно-исследовательской деятельности заповедника и устраняется угроза захвата их неприятелем». Для хранения материалов «вне архива» и управления заповедником на месте был оставлен Иван Петрович Пряхин. Он, по-видимому, и зарывал только в ему известном месте бумаги заповедника, упакованные в шесть ящиков и тубус.

Государственный заповедник «Тульские засеки», как и Центрально-Лесной, Центрально-Черноземный, Крымский, Воронежский, «Галичья гора», Кандалакшский, «Семь островов», Лапландский, «Кивач», Кавказский, Тебердинский, оказались в зоне оккупации. Наш – на два с лишним месяца.

После того как засечные леса были очищены от фашистов, здесь сразу возобновили научно-исследовательскую работу: тульские заповедные территории были уникальными для СССР. В заповеднике даже в годы Великой Отечественной войны были разрешены только санитарные рубки и рубки ухода за лесом. Все прочее, в том числе и побочное использование, было запрещено, несмотря на то что в военные годы лесная отрасль стала стратегической.

Областей военного применения только древесины было множество. Об этом писал один из основоположников отечественного лесоводства профессор Лесотехнической академии М. Е. Ткаченко: «При разгроме немецко-фашистских войск под Москвой лыжные отряды сыграли весьма заметную роль, а лыжи для нашей Красной армии изготовляются из уральской березы. Из еловой древесины получают целлюлозу. Целлюлоза же является одним из видов сырья для изготовления взрывчатых веществ. Из еловой древесины вырабатывают нитроглицерин, а из нитроглицерина – динамит. ... Парашюты выделываются не только из настоящего шелка, но и из шелка, изготовленного из еловой древесины. Из материалов целлюлозно-бумажных фабрик вырабатывают гильзы для патронов и вату... Без металла современная война невозможна. Но в настоящее время металл для обороны получают на Урале с помощью древесины. Чтобы выработать одну тонну чугуна, надо затратить 5 кубометров березовых дров».

В марте 1944-го, за год с небольшим до Победы, выходит Постановление Совета народных комиссаров РСФСР № 205 «Об утверждении Положения о государственных заповедниках на территории РСФСР, Положения о Главном управлении по заповедникам, зоопаркам и зоосадам при Совете народных комиссаров РСФСР и Устава службы охраны государственных заповедников РСФСР». В соответствии с ним заповедник «Тульские засеки» Тульской области, находящийся на местном бюджете, был переведен на республиканский бюджет РСФСР. К тому времени госзаповедник работал уже девять дет.

…Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР «Об утверждении сети полных заповедников общегосударственного значения» вышло 10 февраля 1935 года. В нем под № 4 был назван государственный заповедник широколиственных лесов в Московской области (Тульская область до сентября 1937 года входила в состав Московской) «Тульские засеки». Находился государственный заповедник в ведении Главного управления по заповедникам и зоосадам при Совете министров РСФСР, но на балансе Московской области. «Тульским засекам» выделили 6900 га наиболее сохранившихся лесов Крапивенской лесной дачи – Крапивенского райлесхоза, и Одоевской лесной дачи – Дубенского леспромхоза. Центром заповедника считалась деревня Ярцево Крапивенского района. Директором государственного заповедника был назначен С. А. Игнатов. Он же исполнял обязанности директора Крапивенского техникума-райлесхоза, находившегося на территории «Тульских засек».

Основной задачей Государственного заповедника «Тульские засеки» были охрана, научное изучение уникальных исторических лесных массивов на границе лесостепной зоны, поиск методов их быстрого воспроизведения. Лесная зона заповедника занимала 4292,3 га. Ее основой были дубы, липы и ясени. В «Тульских засеках» обитали лисы, зайцы, барсуки, куницы, хорьки, горностаи, белки, тетерева, рябчики, вальдшнепы, дикие голуби. Были замечены также волки, лоси и косули.

В заповеднике были разрешены только санитарные рубки и рубки ухода за лесом. Все прочее было запрещено.

В 1935 году в Государственном заповеднике «Тульские засеки» числилось 43 сотрудника, в том числе 12 научных работников и 16 человек охраны.

Архивом лесной науки, развития лесного хозяйства и лесного опытного дела полосы дубрав стали ежегодные наблюдения под названием «Летопись природы». В книгу заносились научные наблюдения за животными и растениями, обитающими и произрастающими на территории заповедника. Так, с 1936 года был начат учет выводков барсука, лисицы, зайца, белки, различных видов грызунов. Фиксировалось распространение лосей. Их в 1940 году больше всего было в Северо-Засечном, Центральном, Южно-Засечном и Чекалинском районах заповедника.

Сотрудники Государственного заповедника «Тульские засеки» наблюдали за изменениями погоды, отмечая становление снежного покрова, грозы, ливни, туманы. Например, в 1937 году снежный покров установился 20 ноября, а в 1940-м – 1 декабря. Соответственно, отмечено и начало санного пути: в 1937 оно совпало с установлением снежного покрова, а вот в 1940 году – на два дня позже. Метелей наблюдатели зафиксировали в 1939 году – 9, в 1940-м – 45!
Отмечались даты половодья, пик паводка и высота воды (максимальный подъем – 750 см в 1937 году), первый весенний дождь, первые осенние заморозки, поздние грозы (в 1937 году – 17 сентября), осенний ледостав на Упе (1937-й – 20 ноября). Велся фенологический календарь грибной флоры заповедника.

В 1937 году вышел из печати первый том научных трудов заповедника «Тульские засеки». В нем были опубликованы статьи Н. А. Гоносова «Естественно-исторические условия «Тульских засек», В. В. Попова «Тульские засеки. XVI – ХХ вв. Лесное хозяйство», Г. Н. Лихачева «Заметки о фауне заповедника «Тульские засеки» и др. Работами ученых заповедника активно интересуются коллеги по всей стране.

Научно-исследовательский институт зоологии Московского государственного университета им. М. Н. Покровского в 1938 году направил своих студентов на практику в заповедник. Их цель – изучение мышевидных грызунов и мер борьбы с ними. В этом же году при Крапивенском техникуме-райлесхозе были открыты курсы усовершенствования специалистов лесного хозяйства. Жители области на специальных экскурсиях знакомились с природным разнообразием и богатствами заповедника «Тульские засеки».

…Сразу после освобождения Тульской области от немецко-фашистских захватчиков заповедник возобновил деятельность. В отчете за 1943 год отмечены климатологические, фенологические и биоклиматические наблюдения. В 1944 году специалисты возобновили кольцевание птиц. Был взят курс на установление заповедного режима, что было нелегко сделать в условиях военного времени. Усиливали в заповеднике и кадровую работу: «Тульские засеки» остро нуждались в научных сотрудниках.

В 1947 году Государственному заповеднику «Тульские засеки» постановлением Совета министров РСФСР было присвоено имя выдающегося русского почвоведа, профессора В. В. Докучаева. Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1905 гг.) – русский ученый-естествоиспытатель, основоположник учения о ландшафте, инициатор создания лесных полос в степной зоне, автор учения о взаимодействии всех элементов живой и мертвой природы. Докучаев открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. Ученый доказал, что неотъемлемую часть почвы составляют живые организмы: корневые системы растений, животные, обитающие в земле, микроорганизмы.

29 августа 1951 года Советом Министров СССР было подписано постановление № 3192 «О заповедниках». Документ предписывал ликвидировать 88 из 128 государственных заповедников. В границах РСФСР были полностью закрыты 27 из 47 госзаповедников. Среди них – «Тульские засеки». Территория лесного фонда и имущество остались за Крапивенским учебно-опытным лесхозом. Активы заповедника были переданы Министерству лесного хозяйства, Тульской областной туляремийной станции облздравотдела, Крапивенскому РОМ МГБ Тульской области, Тульскому областному краеведческому музею и Тульской областной библиотеке. При этом план по научной тематике, лесному отделу ликвидационной комиссией был принят полностью. С 5 ноября 1951 года Государственный заповедник «Тульские засеки» прекратил существование.

Тульская область – регион густонаселенный. Степень суммарной техногенной нагрузки серьезная: сегодня выше в ЦФО стоит лишь Московская область. Растительный и животный мир природных комплексов испытывают сильное антропогенное воздействие. Уникальные природные ландшафты, флора и фауна (около 600 видов занесены в Красную книгу области, больше 40 – в Красную книгу РФ) Тульского региона остро нуждаются не в бережном отношении – в защите. Традиционная форма охраны ландшафтного и биологического разнообразия – заповедники и особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Государственный лесной заповедник всесоюзного значения «Тульские засеки» был упразднен 74 года назад. Уникальные тульские засечные леса со старовозрастными дубами, природные комплексы на многие годы оказались открытыми для разрушающей деятельности человека, земли переходили от одного собственника к другому, участки лесов отдавались под рубки.

Через 26 лет после закрытия заповедника, в 1977 году, в Тульской области появляется первая ООПТ регионального значения – Алексин Бор. Сейчас в крае порядка 50 местных и региональных особо охраняемых природных территорий. Однако структуры, контролирующей и изучающей состояние уникальнейших сохранившихся природных комплексов, имеющих общероссийское значение, в Тульской области не было до 2023 года.

В мае 2023 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 899 в Тульской области был создан национальный парк, в который вошли исторические территории Засечной черты – бывшие региональные ООПТ «Малиновая засека» (Тула), урочища «Солдатское», «Шилова гора», «Пожар», «Резвяковский», «Займище», группа глыб кварцевого песчаника «Конь-камень», Каменная дорога, Красная гора, Утес «Галочник», участок ковыльной степи у с. Козье (Ефремовский район), участок засечного леса с карстовыми болотами между пос. Озерный и с. Ломинцево (Щекинский район).

Название у новой федеральной природоохранной институции в Тульской области осталось историческое: «Тульские засеки». Цель Национального парка «Тульские засеки» – сохранение исторических засечных лесов, лесных карстовых болот и остепненных дубрав, включающих ряд ценных природных сообществ. Так часть нашего края стала не только особо охраняемой природной территорией, но с заповедными зонами, доступ в которые разрешен лишь небольшой группе ученых.

Другие новости