Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 26 Января 2021

Фолк без привкуса «клюквы»

Фолк без привкуса «клюквы»
10 Авг 2020 11:30 / Культура
Маргарита ЧЕРКАСОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

«В школе меня хейтили», – признается художественный руководитель ансамбля «Ладушки» Ирина Брыкова. На пару секунд задумавшись, она добавляет: «Но это же не со зла было, а от незнания…»

Петь Ирина любила всегда. Признается, что, сколько себя помнит, все время мурлыкала что-то себе под нос.

– Родители мои хоть и говорили, что у них нет ни слуха, ни голоса, но никогда не стеснялись петь, – рассказывает она. – Ну и я, конечно, от них не отставала. Когда летом в деревне пасла козочек или барашков, напевала им песенки. Тогда популярной Надежда Кадышева с «Золотым кольцом» была, вот я и распевала на каждом шагу «Виновата ли я…» или «Напилася я пьяна». С этим же репертуаром пришла в музыкальную школу поступать. Произвела фурор!

Прослушивала Ирину в ее родном поселке Шварцевский Киреевского района нынешний директор Тульской областной филармонии, а тогда – руководитель «Ладушек» и директор музыкальной школы Елена Руднева. С детсадовским воспитателем, твердившим, что у маленькой Иры ни слуха, ни голоса, она не согласилась: слух у девочки оказался абсолютным.

– Наверное, нельзя просто взять и полюбить фольклор, народную музыку. Должен появиться кто-то, кто зажжет в сердце и душе это чувство, – продолжает Ирина. – В моей жизни таким человеком стала Елена Юрьевна.

Ирина Брыкова пела в созданных Еленой Рудневой «Ладушках» с 5 лет. Когда дело шло к окончанию школы, она оказалась перед выбором – остановиться по совету родных на чем-то серьезном, основательном или связать жизнь с музыкой. Подумала-подумала, да и поступила в Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского, а затем – в Московский государственный институт культуры.

– Прошло совсем немного времени с момента окончания вуза, и снова – выбор, – вспоминает сейчас Ирина. – Елена Юрьевна предложила стать художественным руководителем «Ладушек». Сначала я пыталась совмещать собственную концертную деятельность в фольклорном ансамбле «Услада» Тульской филармонии и преподавание. Но скоро поняла: если хочешь работать серьезно и с полной отдачей, нужно остановиться на чем-то одном.

Ирина остановилась на «Ладушках». Впрочем, не только на них… В прошлом году она организовала вокальный марафон «PRO'голос». А в нынешнем стала инициатором проекта под рабочим названием «Этно мы». Его цель – создать городское молодежное этнопространство, где все желающие смогут поближе познакомиться с народными традициями. Но без привкуса «развесистой клюквы», как говорят на просторах глобальной сети («клюква» или «развесистая клюква» – термин, использующийся чаще всего в Интернете для обозначения стереотипов и искаженных представлений о нашей стране и ее традициях. Медведи, балалайки, расписные кокошники, матрешки – типичные «клюквенные» мотивы. – Прим. ред.).

– К сожалению, молодые люди мало знают о традициях своей страны, малой Родины, – констатирует Ирина. – Поэтому и фольклор в их сознании ассоциируется в основном с бабушками, поющими на завалинке. Но ведь это совсем не так!

Цель Ирины – показать, что фольклор – это не пережиток седой старины, а актуальный тренд, завоевывающий все большую популярность в мире.

– Наша задача – органично вплести этнические мотивы в современную действительность. Лучше всего для этого, на мой взгляд, подойдет кластер «Октава». Сейчас ведем с ним переговоры, – пояснила Ирина. – Там планируем встречаться раз в неделю в течение девяти месяцев. А завершим курс большими гуляниями в праздник летнего солнцестояния.

Несмотря на то, что родился проект чуть ли не за неделю, продуман он до мелочей. Уже достигнута договоренность о сотрудничестве с рядом спикеров, составлено расписание занятий, для каждого даже придумано свое название. Например, «Чиллим на фолке», «Как агрились (злились, гневались – прим. ред.) на Руси», «Медитация по-руссконародному», «Крипота (что-то пугающее, страшное – прим. ред.) на Руси» и так далее.

– Я, кстати, серьезно подошла к вопросу изучения молодежного сленга, – улыбается Ирина. – Прислушивалась, как между собой общаются девчонки из «Ладушек». Записывала новые слова, выражения. Некоторые гуглить пришлось. Получилось, что получилось!

Народных костюмов педагоги надевать не планируют: все будет стильно, модно, молодежно. Ну а чтобы создать максимально непринужденную обстановку, размещать гостей хотят в мягких креслах-грушах. Ирина уже присмотрела их в Интернете – с легкими этническими мотивами на чехлах.

– Чем же мы в итоге будем заниматься? Беседовать, задавать друг другу вопросы, рассказывать, создавать необычные аксессуары для себя или для дома. И самое главное – обязательно сопровождать это песней, – поясняет наша собеседница. – Подумайте только – раньше никакого музыкального образования в деревнях никто не получал, о нотах вообще не слышали, зато как все пели! А все потому, что мелодии лились отовсюду, сопровождали человека на всех этапах жизни. Знаете, я обратила внимание на своего малыша. Сначала я ему пела колыбельные, а потом он сам перед сном стал себя убаюкивать, мурлыкать что-то под носик. Так и наши с вами предки – слушали, напевали. И с этими песнями проникали в их души традиции родной земли, крепла связь между поколениями. Мне бы очень хотелось, чтобы благодаря проекту то же самое произошло и с современными юношами и девушками.



Читайте также

Карты в истории и история в картах
23 Дек 2020 15:05 / Культура
«Советская масть». Так называется выставка игральных карт из коллекции Артема Зенова, открывшаяся в Кимовском историко-краеведческом музее им. В.А. Юдина. Здесь представлены колоды или репринты колод, выпущенных на Ленинградском комбинате цветной печати. Читать »
Четыре циферблата Крапивны
25 Ноя 2020 08:14 / Культура
Те, кто бывают в Крапивне, не без удивления и радости отмечают: а старинное село-то преображается буквально на глазах! Куда ни глянь – строительные леса, штабеля всевозможных стройматериалов, снующие туда-сюда рабочие… Что нового откроется в бывшем уездном городе в ближайшей перспективе, а что уже принимает гостей? Читать »
Фото, кино и мир глазами Засецкого
09 Ноя 2020 09:21 / Культура
«Тут у нас представлены и хорошо всем знакомые фотоаппараты, которыми мы пользовались в юности: «ФЭД», «Зенит», «Смена», «Зоркий», «Любитель». А есть и редкие экземпляры фототехники, каких, возможно, вы и не сыщете в других музеях области, – поделилась с нашей репортерской группой Наталья Кипарина, экскурсовод Кимовского историко-краеведческого музея им. В.А. Юдина. – Например, вот этот, «Контесса-Неттел», был произведен во Франции в 1926 году. А этот, «Робра», изготовлен ровно столетие назад в Германии. Рядышком его земляк, но чуть помоложе – «Балда-Дрезден», выпущенный в 1927-м. Кстати, предлагаем поразмыслить, как правильно произносится: «БалдА» или все-таки поделикатнее «БАлда»? Музей носит имя его основателя: Владимира Юдина, историка, поэта, художника и – замечательного фотографа, умевшего делать обычными фотоаппаратами совершенно уникальные снимки, в том числе панорамные. Первые фотоаппараты люди несли Владимиру Алексеевичу в его коллекцию, и вот теперь она широко представлена в экспозиции». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png







Наш Twitter