Общество

10:59, 18 апреля 2019

1990 Телефонизация, биржа, поисковики

Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Все началось с макарон?
4 октября 1990 года в Туле состоялся санкционированный митинг, поводом к которому послужила тяжелая ситуация с продовольственным обеспечением города. Талоны талонами, но решение ограничить норму выдаваемых по ним макарон до 300 граммов в месяц на человека, а круп – до 350 граммов сильно подорвало доверие к партийной власти. Даже несмотря на то что под давлением народа это постановление отменили. Несколько тысяч человек, участвовавших в митинге, проголосовали не только за отставку председателя Совета народных депутатов Тульской области Юрия Литвинцева и главы облисполкома Владимира Ананьева, но и за перевод столовой обкома КПСС на обычное обслуживание.

Третья биржа
Конец 80-х стал периодом перехода к свободной торговле в СССР. Наша область в стороне от перемен не осталась – здесь открылась товарная биржа. Кстати, явление для региона не новое – в годы нэпа существовала губернская товарная биржа. А самое первое аналогичное учреждение появилось в Туле в 1866 году – правда, быстро заглохло.
Основателями третьей в истории тульской биржи стали торгово-промышленная ассоциация, в состав которой вошли крупные предприятия и организации, акционерная компания «Тулица», главное планово-экономическое управление области и городской Совет народных депутатов. В 1990 году биржа была обеспечена современной компьютерной техникой, разработанной НИИ систем управления.

Вместо будки – подъезд
Классические телефонные аппараты формата «телефон с диском – провод – трубка» начинают уходить в прошлое. 5 апреля 1990 года Тульская городская телефонная станция сделала заказ на трубки, совмещенные с набирателями номера. Обычно такими аппаратами пользуются монтеры, которые занимаются ремонтом и налаживанием связи. Но в Туле такие трубки решили использовать в качестве домашних таксофонов. Причиной стала недостаточная телефонизация города. Тульская идея устанавливать подъездные и домашние таксофоны на тот момент была новаторской – ничего подобного в Советском Союзе никто не придумывал. Между тем решение было простым – вместо того чтобы обеспечивать связью каждую квартиру, розетку монтировали в подъезде, и к ней мог подключиться любой обладатель переносной трубки с номеронабирателем – и звонить, как из телефонной будки. Неплохое решение для тех, кому нужно позвонить раз в месяц, а то и реже, и тем более удобное для людей, вынужденных заказывать на телеграфе переговоры с другим городом. Пожалуй, именно этот шаг можно считать первым в Туле движением в сторону мобильной связи. Судя по всему, нереализованным.

Случайные люди –
закономерные беды
Конец восьмидесятых и начало девяностых – время зарождения поискового движения в СССР. И в самом начале этого пути следопыты попали под огонь критики со стороны… ветеранов! Дошло до того, что и во всесоюзной, и в ре­гио­наль­ной прессе стали появляться гневные публикации о том, что иногда творится в глубинке. «Весной этого года, – писал в 1990-м «Коммунар», – во время проведения «Вахты Памяти» на Смоленщине в Вяземском, Гагаринском и Сычевском районах поисковики 147 отрядов распотрошили два воинских кладбища, сотни братских захоронений. Останки воинов сваливали в большие кучи, перемывали их. На западной окраине базового лагеря поисковиков у деревни Рыльково, после их ухода, в потухшем кострище были обнаружены обгоревшие человеческие кости». Объяснялось все случившееся тем, что руководители поискового движения, как указывалось в СМИ, «применили изжившие себя пропагандистские и организационные подходы: чем больше цифры найденных и захороненных воинов, чем больше привлеченных к мероприятиям людей, чем громче рапорты и музыка похоронных оркестров, тем лучше и престижней для комсомольских организаторов». В итоге в экспедиции порой попадали случайные люди, которые вместо обследования болот и лесов в поисках незахороненных останков красноармейцев принялись зачем-то вскрывать уже имеющиеся братские могилы. Такое произошло, например, в соседней Московской области. В прессе после этого заговорили: «Функции красных следопытов надо ограничить поиском не известных ранее захоронений. И нельзя допускать к раскопкам детей!» Напомним, в Тульской области как раз в то время только начали обследовать поля и леса в Алексинском и Ленинском районах. То там, то здесь стали находить павших в 1941-м. Но настоящим открытием для наших земляков стал Белевский район, где в запаханных траншеях со времен войны лежали, оказывается, сотни и сотни убитых бойцов РККА. Сегодня историки и военные археологи рассуждают: «Почему о потерях под Белевом в советское время особо не распространялись? Да потому что они были столь велики, что никто из вое­на­­чаль­ни­ков не хотел расписываться в собственных ошибках. Проще было промолчать. Так молчание на долгие годы и растянулось, пока именно поисковики не прикоснулись к тайне белевских полей». И раскопки в тех местах продолжаются уже десятилетиями. Пройдут они там и в этом году.

Смертоносные самосвалы
Летом 1990-го в Арсеньевском районе произошла трагедия, вызвавшая большой общественный резонанс. Двадцатилетний водитель с тульского завода «Арсенал» Д. Гаврилин был прикомандирован в глубинку на уборку урожая в совхоз «Дзержинский». 19 августа он решил сгонять на своем ЗиЛе-самосвале в Тулу. А вечером, вернувшись в хозяйство, отправился на той же машине в деревню Большие Голубочки. На дискотеку. «Повеселившись там, собрался обратно. Но тут случились попутчики – девчонки и ребята из того же села, где водитель ставит машину, – вспоминал сотрудник ГАИ Баранов. – Но машина одна, а желающих доехать аж 13 человек. Шестеро кое-как утрамбовались в кабине вместе с шофером, остальные семеро забрались в стальной кузов самосвала. Поехали. Но доехать до места не удалось. В 1 час 40 минут на 40-м километре дороги Арсеньево – Большие Голубочки машина опрокинулась в кювет. Сам водитель и 14-летняя Лена Илюхина погибли. Еще одна девушка получила травму головы». Баранов на страницах газеты «Коммунар» возмущался: водители, прикомандированные на уборку урожая, чувствуют себя на сельских просторах вольготно. Транспорт бросают там, где вздумается. А то и рассекают на нем по личным нуждам. Ежедневного медосмотра нет. На деле получалось, что на государственной машине можно калымить: по просьбе селян возить им дрова и кирпичи, ездить на рыбалку... А кто-то еще пил и потом рулил. А итог – печальный. Так, ночью 21 августа 1990 года в Воловском районе 22-летний пьяный водитель самосвала въехал в мотоцикл «Ява-350», принадлежавший механизатору совхоза «Воловский». В результате ДТП мотоциклист и два ехавших с ним пассажира погибли.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему