Общество

09:01, 10 февраля 2021

Главная роль

Ирина Мельханова
Елена Кузнецова

С тем, что подмостки меняют человека, согласится, наверное, большинство из нас. Но мало кто всерьез рассматривает терапевтическую силу сцены. А между тем, практика эта успешно применяется в Тульской области.


Десятки смертельных болезней победило человечество, над разгадкой спасения от сотен других бьется сегодня. Онкология, ВИЧ, врожденные пороки развития в отдельных случаях уже перестали быть смертельным приговором. Но ни один фармпрепарат, никакое врачебное вмешательство в организм не стало пока кардинальным решением в вопросах лечения наркотической или алкогольной зависимости.

Уже анонсирована разработка первого отечественного лекарства, блокирующего удовольствие от наркотиков, создатели препарата планируют запустить серийное производство к 2023 году. Но на эту, казалось бы, позитивную новость сразу же отреагировали крупные российские специалисты в области психиатрии, утверждающие: чуда не случится и на этот раз.

Меморандум Всемирной организации здравоохранения единственным способом лечения наркомании признает психиатрию, точнее выработку больным новой поведенческой психологии. Притупить физическую тягу лекарственными средствами можно лишь кратковременно, а чтобы выйти живым из схватки с зависимостью, необходимо научиться жить по-другому.

Задача запредельно сложная уже потому, что решать ее пациенту предстоит самостоятельно. Самая грамотная мотивация, полученная извне, не пустит корни без подготовленной почвы: эмоциональной, интеллектуальной, нравственной. А в душе больного – пусто.

Проводить в ней «рекультивацию» средствами и методами театрального искусства учат в Тульском доме Центра социальной реабилитации наркозависимых «Страна живых».

Репетиция жизни

- Конечно, реабилитация – это сложный комплекс, где творчество лишь одна из составляющих, - рассказывает руководитель творческого блока Тульского дома Руслан Печенога. - Психологическое, образовательное, спортивное направление, даже сама организация быта и общение в коллективе равных – все это части целого, и творческая программа, вырванная из контекста, едва ли принесет ощутимый результат. Но без нее итог тоже будет иным. Творческий блок – обязательная составляющая пребывания в Центре, более того, в программу для каждого участника входит открытый урок психофизического тренинга и другие этапные «зачеты», не пройдя которые, он не может развиваться по программе дальше.

Увы, множество психологических нюансов не позволяет жестко структурировать и изложить методологию творческого блока в виде «алгоритма», чтобы в точности воспроизвести в другом месте иным составом. Взять методику на вооружение пока не удалось нигде, кроме нашего региона. Но принципы, лежащие в ее основе, Руслан и его коллеги не скрывают, ссылаясь на первоисточник в лице Станиславского…    

Сам себе – верю!

Первый этап творческого блока – сценический тренинг, со стороны очень похож на базовые занятия вуза, обучающего актерскому мастерству. Но направлен он не на приобретение человеком навыков артиста, а на его раскрепощение.

Хоть и хочется объяснить такую практику через слово «театр», это было бы неправильно. Здесь иная задача – не изобразить, а эмоционально «прожить» заданную сущность. Поначалу простейшую – животное или даже предмет. Таким нехитрым способом участники программы заново учатся… чувствовать.

- Люди, которые приходят к нам, не просто выпали из социальной жизни, они разучились пользоваться своими эмоциями, - объясняет преподаватель творческого блока Ксения Круглова. - Они привыкли, что получить позитивный отклик организма, испытать радость возможно, только употребив психоактивное вещество. А чтобы научиться самим, без каких-либо допингов испытывать яркие эмоции, им требуется помощь. Это и есть наша работа.

Сначала участникам даются упражнения на физику движения. Нужно «стать» огнем, водой или камнем. Представить себя заледеневшим и «разморозиться»…

- Если все это в общепринятом смысле слова играть, то есть, изображать персонажа или ситуацию, внутри тебя ничего не произойдет, - продолжает наша собеседница. - Но если научиться «проживать», создавая образ через какие-то собственные ситуации, вытаскивая на поверхность когда-то пережитые настоящие чувства, эффект будет совсем другой. Я часто начинаю с тренинга с «замороженным человеком», поскольку для участников программы эта ситуация не так уж далека от реальности. Они сами – замороженные, жизнь у них замороженная… И прежде чем начать полноценно жить, им необходимо пройти, переболеть разморозку.

Жизнь-игра

Вот так понемногу, через неприятие, через неудачи и эмоциональный труд педагоги помогают своим подопечным вернуть утраченное: учат сознательно дышать, видеть и замечать изменения вокруг, говорить, слышать, взаимодействовать.

Возвращать себе восприятие мира новички начинают с малюсеньких шагов. В частности, учатся… ходить. Не переставлять ноги, а ощущать, как и где ты идешь.

- Упражнение, требующее представить, что ты ходишь не по полу, а по пляжу, по снегу, по мелким камушкам, для некоторых как открытие, - рассказывает Ксения Круглова. - Вспомнить, ощутить это маленькое физическое воздействие становится для кого-то большой победой: в мире, оказывается, есть бессчетное число мелочей, которые можно замечать и уже от этого радоваться…

Конечно, у многих на начальном этапе неизбежен протест: где я и где сцена?! Я так никогда не смогу! Да и не буду!

Насадить творчество невозможно. Но практика Тульского дома показала: не нужно давить на начинающих. Им говорят: «Можешь просто наблюдать. Хочешь попробовать – делай, что можешь». И со временем, глядя на других, они постепенно включаются.

По простой причине: со стороны видно, что те, у кого получается – счастливы. Без дозы.

Без суфлера

После психофизического тренинга, где педагоги помогают участнику снять «зажимы» и раскрыться, для него начинается работа над авторским этюдом. Сценическим языком нужно рассказать о себе, своих проблемах и возможных выходах из них. По сути это психодрама, очень личное и малопонятное со стороны действо, которое на суд зрителя никто не выносит. Но эта фаза, позволяющая высказать и «сбросить» все самое страшное, неприглядное, потаенное, высвобождает давно забытую, загнанную в дальний уголок души искренность.

- Дальше участники работают в парах, в группах. Очень многое – и в рамках программы, и потом, за пределами Центра, строится для этих людей на взаимной поддержке, - рассказывает Руслан Печенога. - Они учатся сотрудничать, доверять, дружить, сопереживать и делиться. К зачету каждая группа ставит пьесу или небольшую сказку. Например, под Новый год мы нередко готовим постановки для детей. Основная задача этого этапа – научиться отдавать чувства: продукт, который создают участники программы, нужно показать зрителю. А уж открытие, что отданная эмоция возвращается из зала многократно усиленной, каждый делает сам.

…Формальным итогом программы становится экзамен – публичное выступление с индивидуальной творческой работой. Все, что любит, во что верит, что готов защищать – всю сущность выпускнику предстоит раскрыть своим соседям по Дому. Предельно честно «рассказать о себе» со сцены, самостоятельно отыскав и собрав в моноспектакль созвучные собственному мироощущению отрывки из прозы, стихи и песни.

Итог фактический – навык существования в новой системе ценностей. Последовательно проживая, понимая, присваивая чужую здоровую и позитивную логику, человек трудится в поисках себя. И когда находит, без подсказки понимает: его время в Доме истекло – он свободен.

Пора возвращаться в жизнь, которая уже не будет прежней. Не без страха, но в мире с собственным «я», возможно, первый раз в жизни получившим настоящие заслуженные аплодисменты.



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему