Общество

09:00, 19 июля 2013

Медовый месяц – медовый день

Знать, не сильно она хороша у прекрасной половины человечества, раз в структуре центра есть тайное убежище – трехкомнатная квартира, адрес которой никому не говорят. А с 2015 года в учреждении появится еще и стационарное отделение социальной реабилитации, под которое министерство здравоохранения пожертвовало не самую маленькую участковую больницу в Ленинском районе. Сейчас там идет ремонт с реконструкцией: палаты превращаются в комнаты для временного проживания одиноких женщин и женщин с детьми, которым некуда больше податься. Больница имеет собственный пищеблок, хозяйственные службы, большую парковую территорию, то есть может существовать автономно, служа бункером для униженных и оскорбленных. Дабы домашние насильники и диктаторы не явились за своими беглянками, о местоположении будущего стационара мы, пожалуй, тоже умолчим…
Точка возврата
Директор государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Кризисный центр помощи женщинам» Ольга Попкова говорит, что основная цель работы – противодействие всем формам семейного насилия и обеспечение прав женщин и детей на защиту и помощь. Кризисный центр создан путем перепрофилирования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних №3 города Тулы. Именно это учреждение пять последних лет занималось несовершеннолетними беременными и юными мамами, работало с семьями, находящимися в социально опасном положении. То есть необходимый опыт для работы с жертвами насилия – физического, психологического, экономического – у сотрудников был. Нет, прежние подопечные тоже не забыты, программа «Дочки-матери», ориентированная на девочек, которым надо бы в куклы играть, а у них уже младенец на руках, не закрыта. При перепрофилировании был свернут только один детский стационар реабилитационного центра, все остальные направления работы остались. Но доминанта теперь иная.
В структуре кризисного центра несколько отделений.
Главная задача сотрудников отделения приема – выяснить, в чем проблема, и направить к соответствующему специалисту. Если ситуация не терпит отлагательств, тут же формируется мобильная бригада, которая выезжает в районы области для оказания экстренной социальной помощи.  За полгода работы центра мобильные бригады отправлялись на места 33 раза, в 14 случаях – в связи с жестоким обращением с женщинами.
Здесь же для оказания экстренной психологической помощи работает круглосуточный «телефон доверия». Номер 56-46-36 легко запомнить, но пока его, конечно, мало кто знает… Тем не менее уже поступило около 180 звонков.
Сотрудники консультативного отделения оказывают педагогические, юридические, психологические услуги, помогают в оформлении и восстановлении документов, назначении различных выплат и пособий. Наиболее проблемный период обычно заключен в триаде: «предразвод–развод–постразвод».
– Женщины очень часто не знают своих прав, не умеют за них бороться, да и сил для этого у них нет, – говорит Ольга Юрьевна. – В то время как при разводе надо все учитывать, чтобы не допустить материальных потерь – ни своих, ни ребенка. Сейчас у нас два юриста в штате, большие доки по этим проблемам. И, кстати сказать, многие тульские юристы сами предлагают свою помощь нашим подопечным на безвозмездной основе. Ситуация, когда женщина оказывается без крыши над головой, без гроша в кармане, с ребенком на руках, у нормального человека всегда вызывает желание вмешаться, протянуть руку. Юридически мы сопровождаем каждый шаг женщины, в том числе – в суде.
Отделение психолого-педа­гогической помощи семье и детям занимается преодолением последствий кризисной ситуации и формированием позитивного родительства. Женщинам помогают трудоустроиться, поддерживают материально и, наконец, просто прячут от домашних сатрапов.
Кризисная «трешка», находящаяся в шаговой доступности от центра, появилась при поддержке благотворительного фонда «Точка возврата». За два месяца существования этого убежища в кризисной квартире успели пожить пять женщин. Лена (имя изменено) уже третий месяц обретается здесь с двумя детишками – полутора и трех лет. Когда в распоряжении центра появилась кризисная квартира, она сбежала от своего пьющего и бьющего сожителя, отца ее детей. Лена жила с ним и терпела, потому что некуда было уйти. Скоро стараниями центра ребята станут посещать детсад и Лена сможет работать. Тогда три месяца в кризисной квартире будут той самой точкой возврата к нормальной жизни, о которой женщина уже не смела мечтать…
Бьет – значит любит
Эту народную мудрость психологи  кризисного центра Татьяна Михайлова и Наталия Тресенова отрицают категорически. Бьет – значит надо разводиться: вот вывод, к которому они пришли, наблюдая женщин, терпящих насилие.
Байка про любовь возникла из-за того, что отношения в подобных семьях цикличны. После мордобоя обязательно следует медовый месяц. Муж, стремясь загладить вину, из чудовища превращается в эльфа, порхает вокруг супруги на невидимых крыльях. Его предупредительность, нежность и ласка подкупают своей искренностью, а щедрость не знает границ. Она открывает ему дверь, а он на пороге распахивает пальто, и оттуда валятся к ногам жены охапки роз. Он дарит ей бриллианты (или бижутерию – в зависимости от достатка), возит на Канары или на Оку. Он не просто готов целовать песок, по которому она ходила, он это делает – с несколько театральным благоговением.
Не верьте в его раскаяние! – предупреждают психологи. – Не успеют ваши синяки сойти, он наставит новые!
И вот же накаркали: медовый месяц кончился совершенно неожиданно. Она нечаянно разбила его пепельницу (не так посмотрела, не с тем выражением сказала…), и он в отместку разбил ей лицо и сломал два ребра… Утром она бы уж точно написала заявление куда следует, но он всю ночь целовал ей ноги, как богине…
Протяженность медового месяца постепенно уменьшается, чудовище просыпается в нем все чаще, а милый эльф порхает все ниже. Пока однажды месяц клятв, подарков и нежностей не съежится до одного дня…
– К нам в центр обращаются женщины, которых мужья избивают ежедневно на протяжении многих лет. Уже и носы сломаны, и поджелудочную железу пришлось удалить, потому что бил ногами и разорвал, а она с ним живет и живет, – рассказывает Наталия Тресенова. – Выбраться из таких цикличных отношений жене мешает стыд: как же – все узнают, что он меня бьет. Мы рекомендуем женщинам, которых ударил, а тем более избил муж, ни в коем случае не спускать ситуацию на тормозах. Надо сразу же вызвать полицию, пройти освидетельствование в медицинском учреждении и получить справку о побоях. Логическое завершение подобных отношений – развод. Ничего гармонизировать уже не получится.
Вы думаете, что современный мужчина бьет женщину, если застал ее с любовником? Отнюдь! В регистре причин эта – на последнем месте. Женщина, которая живет с чудовищем, не ищет себе приключений на стороне, ей не до этого. Современный мужчина бьет жену, потому что на самом деле… он хочет избить совершенно другого человека. Например, партнера по бизнесу, который более успешен или который его обманул. Но, согласитесь, это опасно!.. А бить женщину, да еще зависимую экономически, психологически, не опасно совсем. Переадресованная агрессия – вот что достается жене от мужа в подавляющем большинстве случаев. Бьет всегда слабый, несостоявшийся человек, страдающий манией величия на фоне жесточайшего комплекса неполноценности.
Конечно, встречаются и исключения вроде женщин-мазохисток, которые сами провоцируют мужчин, но это редко.
Что случилось?
Не молчите!
На «телефон доверия» кризисного центра звонят по множеству поводов. Крик о помощи: «Муж меня вчера избил. Как теперь жить?» – тут не редкость. Но звонят не только те люди, которые сами подвергаются насилию, звонят соседи, подруги, ставшие невольными свидетелями произошедшего. Спрашивают: что теперь делать? В одной ситуации сотрудники центра советуют вызвать полицию, в другой срочно формируют выездную бригаду и едут разбираться на месте.
Бывают и оригинальные звонки типа: «Как же мне жена надоела, хоть из дому беги…», но это что-то вроде кризисной казуистики. В основном же звонят тогда, когда небо свернулось в овчинку…
Телефонного разговора почти никогда не бывает достаточно. Женщину приглашают в центр, и в зависимости от проблемы психолог встречается с ней от пяти раз до бесконечности. Иногда бывает, что все проблемы уже решены, кризис миновал, а она все ходит и ходит за поддержкой, добрым словом. В наше время доброе слово в таком дефиците, что сказать его готовы одни профессионалы… Обращайтесь, все услуги, в том числе и эта, оказываются в центре бесплатно.
Екатерина ГАРБУЗОВА
  Елена КУЗНЕЦОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий