Общество

16:08, 10 марта 2020

Улица тульских реликвий

Кто только не клял наши высокие грунтовые воды! И лишь липецкие археологи, собираясь на раскопки в центре Тулы, скрывали в сердце искреннее ликование: «Какая удача! Какое везение!»

Людмила ИВАНОВА

Спасательная археология
– Александр Алексеевич, неужели и правда в болотах стоит вода, которая не дает разлагаться культурному слою? – обращаемся с вопросом к руководителю археологических изысканий на улице Металлистов, кандидату исторических наук Александру Алексеевичу Остапенко.
– На сохранность предметов влияет множество разнообразных факторов, а болото концентрирует самые основные: постоянная низкая температура, обильная влага, слабая проточность, отсутствие кислорода, небольшое содержание минеральных веществ, присутствие токсичных соединений – все это не дает «развернуться» разлагающим микроорганизмам и в итоге способствует долгому сохранению, консервации живых организмов – людей и животных, изделий из древесины, – а это могут быть и остатки зданий, и предметы быта, и орудия труда, изделия из кожи и шкур…

– Что же в итоге, оправдала Тула ваши ожидания? Поделились сохраненным прошлым?
– Обстоятельства складываются так, что в крупных городах место раскопок определяет не археолог. Здесь «солирует» план застройки и проведения хозяйственных работ. Поэтому речь идет не об академической науке, а об охранной, я бы даже сказал – спасательной деятельности. И если первая характеризуется тем, что специалисты работают на выбранном месте, ведут масштабные раскопки, а потом изучают полученный материал, то в нашем случае мы действуем в моменте, раскопки организуются перед тем, как на участок заходят строители. Но ценность научных изысканий не пропадает. Даже наоборот: спасательная археология позволяет нам формировать целостную картину жизни наших предков, дарит массу интереснейших реликвий.

– Вы работали в Туле с осени 2017 года. Неужели пропустили сквозь ладони весь центр города?
– Раскопки велись на всей улице Металлистов по ее трассе и на близлежащей территории. С северо-запада наш участок был ограничен улицей Советской, с юго-востока – кремлевской стеной, проложенной между Наугольной и Спасской башнями, с северо-запада – Казанской набережной, а с юго-запада – Черниковским переулком.

– Вот тут-то вас и встретило тульское болото…
– Улица Металлистов (бывшая Пятницкая) находится в западной части исторического Острога Тулы, дубовой крепости, то есть поселения, которое окружалось стеной из частокола. Эта территория была заселена сравнительно поздно – около середины XVII века, что объясняется именно высокой влажностью почвы. Здесь и сегодня сохранилось незастроенное пространство, на котором находится Крестовоздвиженская площадь. Острог был обнесен стеной только в 30-е годы XVII века. Кстати, когда начались земляные работы, мы обнаружили на углу Советской и Металлистов остатки мощных деревянных сооружений, которые могут быть интерпретированы как остатки той самой «дубовой крепости». Сами же стены были снесены спустя век после их сооружения, когда окончательно потеряли свое фортификационное значение.

За частоколом – город мастеров
– Что же скрывали высокие стены?
– В XVIII–XIX веках в центре города размещались деревянные жилые избы, а во дворах располагались многочисленные хозяйственные и производственные постройки. Несколько домов к концу XVIII века перестроили таким образом, что их нижняя часть стала представлять собой здание из кирпича, а верхняя осталась деревянной. Ну а одним из интересных открытий стал тот факт, что на улице Металлистов было зафиксировано целых семь уровней деревянных мостовых!

– Представляю, сколько монет закатилось в расщелины старых досок, ведь улица Пятницкая носила купеческий облик! Есть ли среди ваших находок подтверждения этому?
– Конечно! В районе Крестовоздвиженской площади в самом начале улицы Металлистов, вблизи Пятницкой церкви находились торговые ряды, и их остатки мы обнаружили при исследованиях. Там же сохранились подвалы торговых помещений XVIII века. Внутри мы увидели деревянную лестницу, полки для хранения товаров, вентиляционное окошко с решеткой и деревянными ставнями. Мы расчистили остатки торговых лавок и в одной из них наткнулись на мощный слой лесных орехов и фруктовых косточек.

– Чем-то еще, помимо торговли, занимались жители Пятницкой?
– К западу от Спасской башни мы обнаружили целый ряд предметов, которые связаны с ремесленным обликом квартала. К примеру, остатки мастерской по изготовлению кремневых изделий – они были предназначены для высечения огня. В общей сложности было найдено 132 оружейных и 36 кресальных кремня, а еще – больше 250 осколков, представляющих собой отходы производства. Для изготовления этих предметов использовался местный валунный камень, имевший различные цвета и оттенки. Кстати, кремни оказались «новенькими», без следов использования, то есть были предназначены для продажи. Кремнебойная мастерская стала одной из очень важных и редких находок. Тем более радует отличная сохранность ее наполнения! Ну а для тех, кто интересуется историей, могу добавить, что мастерская погибла в пожаре 1834 года. Это значит, что она действовала в конце XVIII – первой трети XIX века.

Священный долг перед человечеством
– Помнится, в самом начале раскопок вы обнаружили целое кладбище…
– Его остатки открылись нам на Крестовоздвиженской площади. В этом месте рабочие копали котлован для установки фонтана и «зацепили» старое захоронение. Мы вскрыли небольшой его участок. Сегодня известно, что подобные погосты действовали до 1775 года, то есть до указа Екатерины II о запрете стихийных захоронений около городских церквей и выделении для них специально отведенных территорий.
Здесь же, рядом с погостом, мы расчистили остов печи для обжига извести, которой пользовались при строительстве каменной церкви. Но, конечно, самыми интересными были человеческие останки.

– И вы показали их антропологам?
– Обязательно! Специальный анализ был выполнен научным сотрудником Института этнологии и антропологии Российской академии наук Егором Китовым. Согласно заключению, в процессе исследований обнаружены останки 120 человек: 34 мужчин, 24 женщин, 62 подростков и детей. Анализ костяков позволил сделать вывод о хорошей физической форме индивидов (особенно мужчин) и отсутствии серьезных патологий. А если и были последние, то это потеря зубов в среднем возрасте и слабое поражение кариесом. По нескольким объектам прослеживаются признаки, которые указывают на значительную нагрузку на осевой скелет. Ну а в целом останки людей, обнаруженные на Крестовозвиженской площади, имеют значительное сходство с другими, когда-либо найденными в Центральной России. Очень важно, что после всех исследований индивиды были перезахоронены. Это наш священный долг перед историей и перед человечеством.

– Насколько известно, в процессе наблюдений 2017–2018 годов вы получили по большей части материалы XVIII века, так как глубина траншей редко достигала 3 метров и древнейшие напластования затронуты не были.
– И тем не менее, в процессе раскопок мы обнаружили более 1600 различных предметов! Под слоем строительного мусора XIX–XX веков, а он достигал порядка двух метров, были найдены разновременные артефакты с датировкой от XVI века. Таким образом, мы обрели значительную керамическую коллекцию, в которой оказались рюмки, тарелки, фрагменты кожаной обуви, деревянные ложки, ковши и миски, лыковый лапоть, многочисленные металлические изделия – монеты, аршин, весы, нательные крестики, кованые фигуры. Немалым числом представлены изразцы – неизменные спутники русского города нового времени.
Исследования коснулись значительной площади улицы Металлистов, исторического ядра Тулы. Найдены сотни ценнейших реликвий. Смею заметить, что в этой экспедиции нам работалось особенно приятно: мы видели и чувствовали искреннее понимание со стороны органов государственной власти, строительных организаций, общественности и ученых. Я бы сказал, что проведенные работы оказались замечательным примером рационального взаимодействия, образцом бережного и уважительного отношения к историко-культурному наследию Тульской земли.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему