Без срока давности

13:11, 21 марта 2022

Дело Вельтерса: путь унтер-офицера от Волхова до Ковеля

Дело Вельтерса: путь унтер-офицера от Волхова до Ковеля

Василий Семешкин – еще один очевидец злодеяний, чинимых в Бояновичах Вельтерсом и другими военнослужащими вермахта.

ДОСЬЕ

Василий Иванович Семешкин. Родился в 1903 году в с. Бояновичи Хвастовичского района Калужской области, проживал там же. Из крестьян-середняков. Образование 3 класса начальной школы. Грамотный. Беспартийный. Был женат, семья состояла из 5 человек. Колхозник колхоза «Красный Профинтерн». Имущество в 1948 г.: хата с сенцами, корова, 4 гуся. С ноября 1941 года после возвращения из плена жил в Бояновичах. В мае 1942 г. был угнан оккупантами в немецкий рабочий батальон, откуда был отпущен домой по болезни в апреле 1943-го. В Бояновичах находился до отступления гитлеровцев с территории Хвастовичского района.

Со слов Семешкина, немецкие солдаты по приказу командиров взорвали Бояновичскую церковь в последних числах июля или в первых числах августа 1943 года. «Когда бурили стены для закладки взрывчатки и когда производили взрывы, <из> мирного населения никого близко не подпускали. Перед отступлением оккупанты поджигали крестьянские дворы с жилыми и холодными постройками, уничтожали все постройки огнем и другим способом. Какое находили ценное имущество, увозили с собой, угоняли и увозили всякий скот и птицу, что только находили в населенном пункте или в ближайшем лесу и кустах. Все население также угоняли в немецкий тыл, – поделился мужчина с участковым уполномоченным Хвастовичского районного отделения МВД 3 февраля 1948 года. – Я лично скрывался в посевах конопли и картофеля, так как по ближайшим кустам немцы разъезжали и все обнаруженное из кустов увозили и угоняли с собой. У меня лично при отступлении оккупанты сожгли двор. Я со двора угнал корову и спрятал в яме, немцы отыскали и угнали. Четырех овец забрали и 20 гусей. Кур старых и молодых 40. В посеве конопли у меня были спрятаны 4 кадушки с рожью. Немецкий солдат, обнаружив рожь, повысыпал рожь на землю и утаптывал хлеб (зерно) в землю».

То имущество, которое гитлеровцы находили, но не забирали, – взрывали. Семешкин видел, как немцы находили спрятанные в яме имущество, одежду и прочее, закладывали туда взрывчатку и «мешали там путем взрыва все с землей». А если не было взрывчатки, то имущество селян фашисты обливали керосином и жгли. Это творилось до подхода частей Красной Армии. «Таким бесчеловечным зверским способом немцы уничтожили все имущество и постройки как общественного, так и частного пользования».

А 22 декабря 1947 года в Воронеже Вельтерс рассказывал о своих фронтовых «похождениях» старшему оперуполномоченному оперативного отделения № 1 лагеря № 82 МВД. Вот часть той беседы.

– Летом 1942 года вы находились в составе 665-ой роты в районе озера Ильмень под Ленинградом?

– Да, находился в отдельной 665-ой саперной роте.

– Какое назначение имела рота?

– Основное назначение – занималась тем, что строила мосты через болота и овраги в районе Волхова под Ленинградом.

– Кто командовал ротой?

– Гауптман Пёльк, немец.

– Вы какую работу выполняли работу в этот период?

– Различные работы по строительству дорог как чернорабочий, а также обнаруживали и разминировали русские мины и взрывали их. Военнопленных, содержащихся в данном лагере № 82 и в частности, в 1-ом лаготделении, которые вместе со мной служили в 665-ой роте 50-го саперного батальона, нет ни одного.

– Кто может подтвердить ваши показания в отношении того, что вы в числе группы солдат 665-ой саперной роты не вели борьбы с советскими партизанами в районе озера Ильмень под Ленинградом?

– Из сослуживцев моих в этом лагере никого нет и подтвердить мои показания никто не может.

– Тогда скажите, Вельтерс, в каких местах СССР во время оккупации вы участвовали в борьбе против партизан?

Вельтерс пояснил: в 1944 году он был назначен в 1-ю роту 50-го саперного батальона, которая была предназначена для борьбы с партизанами в районе городов Ковель и Луцк на Украине. «Но когда мы приехали туда в начале 1944 года, то там увидели не партизан, а настоящих солдат регулярных войск Красной Армии, которыми вскоре были пленены. Поэтому борьбу с партизанами я не вел нигде, кроме как участвовал в сжигании населенных пунктов в районе с. Бояновичи и других пунктов СССР».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция «Тульских известий» благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий