Без срока давности

16:55, 14 марта 2022

Дело Вельтерса: как фашисты подрывали Бояновичскую церковь

Дело Вельтерса: как фашисты подрывали Бояновичскую церковь

8 сентября 1948 года в селе Бояновичи старший оперуполномоченный оперативного отделения лагеря военнопленных № 82 МВД пообщался с местным жителем Сергеем Прохоровым.

ДОСЬЕ

Сергей Ефимович Прохоров. Родился в 1884 году в селе Бояновичи Хвастовичского района Калужской области. Там же и проживал, в том числе в период оккупации в 1943 г. Из крестьян. В ВКП(б) не состоял. Считался грамотным. Семейный. Работал сторожем колхоза им. Молотова.

Сергей Ефимович рассказал: во время оккупации Бояновичей немцы выгоняли мирных жителей из домов. И поджигали жилье, а также уничтожали погреба, колодцы, мосты. «Я лично примерно в середине августа 1943 года видел собственными глазами, когда взрывали на нашей улице погреба, колодцы и мосты, – поделился мужчина. – Для взрыва церкви они готовились целую неделю – бурили отверстия для закладки взрывчатых веществ, и когда все было готово, перед отступлением она была взорвана. Они также сожгли две сельские школы и пожарное депо».

Прохорову 8 сентября 1948 года показали военнопленного Вельтерса и спросили: не видел ли колхозник этого человека в Бояновичах в 1943 году? Сергей Ефимович ответил отрицательно: возможно, во время оккупации Вельтерс не попадался ему на глаза или он просто забыл этого сапера.

А ранее, 3 февраля, представитель Хвастовичского районного отделения МВД поговорил с Анастасией Родиной.

ДОСЬЕ

Анастасия Никитична Родина. Родилась в 1891 году в селе Бояновичи. Из крестьян-середняков. Неграмотная (очень удивительно, как это женщину не коснулось такое явление как ликбез – массовое обучение в СССР неграмотных взрослых чтению и письму). В ВКП(б) не состояла. Вдова. Семья состояла из 5 человек. Колхозница колхоза им. Молотова. Из имущества – хата, корова, поросенок. Проживала в Бояновичах с детьми с момента оккупации села (осень 1941 г. – август 1943 г.) до его освобождения частями РККА.

Со слов женщины, гитлеровцы отбирали у односельчан мелкий скот, гусей, кур, резали крупный рогатый скот. «В тот момент, когда немцы готовились к отступлению из нашего села и района, они все население угоняли в немецкий тыл, весь без исключения скот забирали и угоняли с собой. Постройки колхозников и колхозную <постройку> они поджигали в течение одной недели. Сначала немцы взрывали Бояновичскую церковь – они три дня бурили. Когда были сделаны первые взрывы, церковь не была взорвана, и до первых взрывов все население немцы от церкви угоняли на расстояние одного километра. Когда рвали второй раз, то население было на месте и церковь была взорвана. Автомашины, которые бурили церкву, перед взрывами от церкви немцы отгоняли и подгоняли к моему двору. После взрыва церкви немцы поджигали постройки в нашем селе. В нашем колхозе им. Молотова были сожжены все постройки колхозников, последними были подожжены и сгорели постройки: колхозная ветряная мельница и бывшее помещение правления колхоза им. Молотова».

Женщине показали фотокарточку военнопленного Вельтерса. Узнает ли Анастасия Родина унтер-офицера? Нет, не узнала. Объяснила: уже сколько лет прошло после изгнания гитлеровцев. Да и много их было в селе, поджигателей, любителей чужой живности и тех, кто угонял население.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция «Тульских известий» благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий