Без срока давности

14:49, 14 марта 2022

Дело Вельтерса, или Штейблат, лично расстрелявший из пулемета 60 человек

Дело Вельтерса, или Штейблат, лично расстрелявший из пулемета 60 человек

21 апреля 1944 года, Изяслав. В этот день и в этом городе старший оперуполномоченный оперативного отделения лагеря НКВД СССР № 22 допросил военнопленного по имени Гайнц (Хайнц) Йозеф (Юзеф) Вельтерс, который еще недавно служил унтер-офицером в составе 1-ой роты 50-го саперного батальона резерва главного командования германской армии.

Приведем новые данные об этом человеке: из рабочих, отучился 3 года в торгово-купеческой школе, с 1934 по 1935 год состоял в организации «Гитлеровская молодежь» («Гитлерюгенд»), в вермахте – с 12.04.1940 г., пленен 15.02.1944 г. в селе Пирезба в 30 км от г. Луцка.

Вельтерс поведал следующее (и этот его рассказ несколько отличался от того, что он говорил о себе на допросе 15 марта 1944-го: на Восточный фронт попал в конце января 1942-го, по июль находился в Новгороде, «непосредственно выполняя работу по созданию оборонных сооружений, и действовала часть как стрелковая в бою. После этого наша часть находилась на отдыхе в селе Толмачево, что в 20 км от города Луга. После этого нашу часть направили в Эстонию, город Пярну, где находились по апрель 1943 г. и занимались учебой. Из Пярну нашу роту направили в город Гамбург на переформировку, то есть из роты создали 50-ый саперный батальон и в начале июля 1943 года наш батальон был направлен на Восточный фронт в район Орел – Брянск, где находились всего 12 дней в обороне, а после этого отступали до города Рогачев, где держали оборону примерно 2 месяца возле деревни Антоновка. В январе 1944 года нашу часть взяли с обороны и повезли по железной дороге в город Ковель с подчинением боевой группе фон дем Баха войск СС по борьбе с партизанами. В этом районе Ковель – Луцк я находился до момента до момента взятия меня в плен Красной Армией».

По словам Вельтерса, личный состав саперного батальона с «русским гражданским населением обращался очень плохо, заставляли много работать, а кто не мог работать – били. Также у гражданского населения забирали продукты питания и скот». Когда батальон приходил на продолжительное время в какой-либо населенный пункт, то мирных жителей выгоняли в один дом, а сами немцы занимали свободные квартиры; население же – несколько семейств – ютилось в одном доме.

Когда вермахт из-под Орла и Брянска отступал – дело было в августе 1943 года, – саперный батальон получил приказание: сжигать. Командир батальона гауптман Голынг (Голинг) приказал каждому командиру роты сжечь около 10 сел. «Этот приказ был точно выполнен». Требовалось сжечь и село Буяновичи в 60 км восточнее города Рославля. «Батальоном в то время было сожжено около 40 населенных пунктов. Все подвалы у граждан с картофелем взрывали. Активными исполнителями приказа по сжиганию сел были: унтер-офицер Дройгемюллер (он же Дригемиллер. – Прим. ред.) Хайнц, штабс-фельдфебель (фамилию не помню), лейтенант (неразб.)…ман, унтер-офицер Пропст, унтер-офицер Август, унтер-офицер Остеман (?), унтер-офицер Люйман (?) и я. Где находятся в настоящее время вышеперечисленные мною лица, для меня неизвестно».

_MG_9876.JPG

По словам Вельтерса, унтер-офицер фон Минден в сентябре 1943-го в селе Драгунск (40 км восточнее г. Рогачева) (деревня в Журавичском сельсовете Рогачевского района Гомельской области Беларуси. – Прим. ред.)#333333; background: #fbfbfb;"> избил 2 мужчин – последние не шли на работу. Один из мужчин был болен. Избивал мирных жителей фон Минден и в других населенных пунктах в разное время. «Фон Минден остается в роте 50-го саперного батальона».

А унтер-офицер Люйман в ноябре 1943 года в лесу в 30 км восточнее Рогачева застрелил женщину.

В начале февраля 1944 года по приказанию командира 2-ой роты обер-лейтенанта по фамилии Витт в одной деревне (ее название Вельтерс не помнил) между Луцком и Ковелем обер-ефрейтор Штейблат лично расстрелял из пулемета 60 мирных жителей. «Обер-ефрейтор Штейблат и обер-лейтенант Витт во время моего пленения еще оставались в роте». Вельтерс добавил: лично ему командир взвода унтер-офицер Дройгемюллер (он же Дригемиллер. – Прим. ред.) приказал взрывать подвалы, колодцы, мосты. И Вельтерс в разных населенных пунктах взорвал примерно 8-10 колодцев и около 100 подвалов. А также взорвал 5 мостов на шоссейной дороге из Брянска на Рославль. 1-я рота 50-го саперного батальона резерва главного командования германской армии изъяла у населения в районе села Буяновичи около 25 коров, 15-20 лошадей, 5-8 свиней и 45 кг меда (?). А лично Вельтерс во время отступления гитлеровцев прихватил 3-4 курицы.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция «Тульских известий» благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий