Без срока давности

17:41, 15 марта 2022

Дело Вельтерса: что унтер-офицер строил и… взрывал

Дело Вельтерса: что унтер-офицер строил и… взрывал

«12 апреля 1940 года меня призвали в армию и направили в Гумбиннен (Восточная Пруссия) (ныне город Гусев в Калининградской области России. – Прим. ред.) в 665-й пехотный полк. Полк находился там на обучении, а через три месяца он был переформирован в 665-ю саперную роту, в которую я был откомандирован. Здесь нам было дано задание работать на Восточном укреплении, где мы проработали до 1941 года, а затем меня направили в Кенигсберг (ныне Калининград. – Прим. ред.), где пробыл около трех месяцев, пока не началась война с Россией».

Это выдержка из объяснений, которые давал унтер-офицер Гайнц Йозеф Вельтерс, находясь в советскому плену. Из Кенигсберга Вельтерса направили в Литву – строить мосты. А затем в Польшу в район Белостока. В декабре 1941-го – в начале января 1942-го военнослужащего отправили в Кенигсберг на переформирование. А затем – в Россию (командиром был гауптман Поэль). Три недели пути по железной дороге – и вот Вельтерс на Волховском фронте, вместе с его частью находился и «Легион Нидерланд». «Здесь мы находились до конца августа. Потом рота была переведена в Толмачево в район города Луга, где прожили 2 месяца, после этого прибыли в Эстонию в город Пярну, – вспоминал военнопленный. – В Пярну находились с ноября 1942 г. до начала апреля 1943 г., где занимались учебой. В начале апреля нас направили в Гамбург, где 665-я саперная рота была переформирована в июле 1943 г. в 50-й саперный батальон. Командиром батальона был гауптман Голинг. Я был направлен в 1-ую роту, которой командовал обер-лейтенант Петерс. 5 июля 1943 года мы выступили в район Пинска, где нас использовали в качестве пехотинцев, и мы были вверены 5-ой танковой дивизии». Несколько дней Вельтерс с сослуживцами удерживал позицию, а затем – из-за больших потерь – немцам пришлось отступать. Со слов самого Вельтерса, за 8 дней боев батальон понес существенные потери – 50-60%! 50-ый саперный батальон преобразовали в «подрывную и зажигательную команду». 1-я рота получила приказ: сжечь деревню Бояновичи. Вельтерс (ему в это время присвоили звание обер-ефрейтор, назначили командиром отделения) и его сослуживцы должны были в Бояновичах взрывать все подвалы с картофелем.

_MG_9890.JPG

ВЫПИСКА ОТ 08.04.1944 Г. ИЗ АКТА КОМИССИИ ПО УЧЕТУ УЩЕРБА И ЗЛОДЕЯНИЙ, ПРИЧИНЕННЫХ НЕМЕЦКИМИ ОККУПАНТАМИ ХВАСТОВИЧСКОМУ РАЙОНУ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗА ПЕРИОД С 7 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА ПО 15 АВГУСТА 1943 ГОДА

Массовые зверства и расстрелы по району начались с января 1942 года.

По Бояновичскому сельсовету сожжено 1600 домов, уничтожена неполно-средняя школа на 700 мест, церковь взорвана, во время оккупации расстреляно 13 человек, повешено 3 человека, угнано в немецкое рабство 130 человек.

Причиненные убытки в денежной сумме выражаются:

1. Уничтожение школы на сумму 398 278 рублей.

2. Уничтожение хозяйства Бояновичского сельпо 631 811 рублей.

3. Бояновичский медпункт 54706.

4. Здание сельского совета 5110.

5. Имущество колхозов (неразб.)

Итого: 7036186 рублей

Около 8 дней гитлеровцы находились на отдыхе. А затем их направили на строительство мостов. Последний мост саперы возвели на Десне, но в ту же ночь они же его и взорвали. У Десны саперы участвовали в бою, в котором погиб командир 1-ой роты обер-лейтенант Петерс. Сражение длилось восемь дней. Саперам было дано задание подготовить к взрыву несколько мостов в направлении от Десны к реке Сож. В этот период ротой командовал обер-фельдфебель Швертманн. Вельтерс 1 октября 1943 года был произведен в чин унтер-офицера, его отделение получило приказ взорвать 5 мостов на «окопной узкоколейке» в направлении Рославля и следовать за ротой. Около 8-10 дней саперы разыскивали свою роту. Наконец, нашли. И двинулись к реке Сож. Затем рота несколько дней провела на отдыхе. Потом – новый приказ: починить мосты, исправить улицы, дороги (что и было выполнено). В деревне Ш(?)рабино, где командование принял обер-лейтенант Вельнер, саперы оборудовали зимние квартиры, прокладывали дороги, строили мосты. Вблизи деревни располагался небольшой населенный пункт, где Гайнц Йозеф Вельтерс получил задание с несколькими людьми погрузить строевой лесоматериал (длиной 20 м) для строительства мостов. Один унтер-офицер (Минден?) шел, по-видимому, к месту погрузки и обратился за помощью к одному русскому гражданину, который выразил отказ (сослался на болезнь). Тогда Минден избил «саботажника». А его брата застрелил – «за то, что он вступил с ним в спор, это было в середине ноября». Потом Гайнц Йозеф Вельтерс уехал в отпуск. Вернулся – рота в то время стояла в городе Рогачеве. Командир батальона был убит. Рота около 10 дней «находилась в запасе и должна была заниматься постройкой траншей, и надо было установить проволочную (сеть?). В удобный момент на работе мне один товарищ рассказал, как унтер-офицер Вилли (фамилия неразб.) застрелил в лесу одну женщину, которая ему не сказала, куда она идет и откуда пришла. В начале января 1944 г. погрузка кончилась, и мы направились в Ковель. В Ковеле мы были приданы боевому соединению, где нам дано было задание подавить партизан и направиться дальше, пока не встретился с противником. Здесь же наш батальон получил задание построить мосты и дороги и осушить улицы».

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА – реконструкция событий Великой Отечественной войны

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Редакция «Тульских известий» благодарит пресс-службу Управления ФСБ России по Тульской области за предоставленные материалы

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий