Культура

10:44, 26 января 2022

Десять лет творчества

Десять лет творчества

Взаимопонимание с творческими людьми – вещь тонкая и труднодостижимая. Но одно дело подбирать ключ к сердцу одного художника и совсем другое – выстраивать конструктивные отношения с несколькими сотнями представителей сферы искусства. С последним уже десять лет (а именно столько в начале января исполнилось Тульскому музейному объединению) успешно справляется директор Роман Гаврилин.

– Роман Викторович, сегодня музейное объединение – это 16 филиалов и один кластер из двух музеев. Насколько эффективным оказалось такое объединение?

– В крупных музеях, конечно, сомневались, задавали вопросы, не понимали, зачем им нужен кто-то еще. Но востребованность и посещаемость у всех разная, доходы, соответственно, тоже, поэтому для мелких это стало единственным путем выживания. Одно дело находиться в большой семье и чувствовать себя под прикрытием и защитой, и совершенно другое – оставаться с проблемами один на один.

Благодаря президенту Владимиру Владимировичу Путину и губернатору Алексею Геннадьевичу Дюмину мы получили огромную финансовую поддержку: одни музеи полностью отреставрировали, в других сделали ремонт, обновили экспозиции, увеличили выставочные площади. Лучшей оценкой нашей общей работы стала посещаемость. Если в 2006 году во все филиалы в совокупности пришли более 500 тысяч человек, то в допандемийном 2019-м – 1 миллион 800 тысяч. Причем это не только туристы – к нам стали приходить туляки, которые даже не представляли, какие сокровища хранятся на их малой родине.

– Есть выражение: «Я художник, я так вижу». Сложно ли было убедить людей, работающих в сфере искусства, в необходимости перемен?

– Творческие люди ранимые, к каждому нужен свой подход. Но всех нас объединяет то, что мы трудимся для людей, делаем общее музейное дело и видим результаты этой работы, слышим отзывы посетителей.

С годами люди привыкли работать в одном большом коллективе. Отличный пример – Музей обороны Тулы. Эту огромную работу выполняли проектировщики, историки, краеведы, поисковики, ученые, педагоги, художники – все вместе. И результат превзошел все ожидания. С момента открытия музея, 6 декабря, его посетили свыше 6 тысяч человек. И никаких замечаний или нареканий от гостей не поступало.

– Город оружейников ждал этот музей очень долго. Но не ожидал, что проект будет настолько масштабным…

– Это действительно так. Порядка трех тысяч квадратных метров, больше шести десятков мультимедийных комплексов, свыше тысячи подлинных предметов – это все новый музей. Поисковый отряд подарил нам знамя образца осени-зимы 1941 года, массу уникальных и ценных с исторической точки зрения предметов принесли неравнодушные жители региона: письма, ордена, домашнюю утварь…

Сведения мы собирали в архивах Министерства обороны и ФСБ, Государственном архиве Тульской области; беседовали с краеведами, членами ветеранских организаций, обращались к Российскому военно-историческому обществу, не игнорировали и просто обращающихся к нам граждан. Главным критерием была достоверность.

– Помните, что испытали, когда входили в подготовленный к открытию музей?

– Наверное, страх. Одно дело – смотреть фотографии, и другое –встретиться с немецким танком в натуральную величину… Видеть как живых ребят, вчерашних школьников, которые не дрогнули, не испугались, но вышли на защиту родной земли. Когда при подготовке экспозиции мы изучали архивные сведения, порой у меня, взрослого мужчины, подступал комок к горлу…

И второе чувство – гордость, конечно!

«Не ожидали такого увидеть, огромное спасибо, окунулись в 1941 год. Хочется поблагодарить те руки, которые создавали это все», – это уже реальный отзыв из соцсетей.

– А какие еще музеи, входящие в объединение, сейчас наиболее востребованы?

– Тульский кремль: в ушедшем году его территорию посещали от 3 до 7 тысяч человек в день. Популярен Музей военной истории, который включает в себя и бронепоезд на Московском вокзале, и Музей обороны Тулы, и экспозиции в кремлевском атриуме.

С большим удовольствием люди приезжали в Богородицкий дворец-парк, приходили в краеведческий и Музей изобразительных искусств. Всего в 2020 году посетителей было около миллиона.

– Миллион восемьсот – в 2019-м и около – миллиона – в 2021-м. Это все пандемия виновата?

– Конечно. Для всех нас это было серьезное испытание. Представьте, связи наработаны, приезжают туристы, все функционирует, а потом вдруг строжайшие ограничения, которые необходимо соблюдать. Но мы сразу определили для себя: человеческая жизнь ценнее любого предмета в музее.

Иногда непросто было объяснять посетителям, что без QR-кода проходить нельзя совсем, а маски носить обязательно. Приходилось быть максимально корректными, вести диалог.

Многие мероприятия перевели в онлайн-режим. Постепенно, но освоили и этот формат. Работали в соцсетях, с представителями СМИ, выезжали в образовательные учреждения, рассказывали о музеях. Всем этим привлекали людей.

– Современный музей – это не только экспозиционные площадки. Каким он должен быть в идеале, на ваш взгляд?

– Во-первых, в нем должно быть комфортно всем – и маме с малышом, и человеку с ограниченными возможностями. Во-вторых, музей должен быть уникальным. Люди хотят смотреть на подлинники: копии их интересуют гораздо меньше. Следующее – коллектив, настроенный на постоянное познание, обучение. Но и этого мало. Музей сегодня – площадка для интеллектуальных развлечений, обмена эмоциями. Возьмем, к примеру, музей декоративно-прикладного искусства. Там мы проводим мастер-классы по изготовлению филимоновской игрушки. Не только дети, но и взрослые с удовольствием лепят, разрисовывают, а потом несут игрушки домой. Проходят месяцы, а они смотрят на них, вспоминают музей, людей, Тулу. Музыкальные вечера, шахматный турнир, урок рисования – все это интересно посетителям.

– А вам интересно? Ходите в музей не по работе?

– К сожалению, это случается нечасто. Я очень люблю музеи в Питере – если представляется возможность, с удовольствием туда отправляемся всей семьей. Семья для меня в принципе – источник сил. Хочется посвящать ей больше времени. Ведь какими бы масштабными проекты ни были, взросление детей остановить нельзя. Не объяснишь же человеку, который только недавно родился, что кремлю скоро пятьсот лет, и поэтому в парк гулять мы не пойдем, а поедем на работу.

Когда же удается всем вместе выбраться в музей, признаюсь, больше смотрю не на экспонаты, а на то, какое применено оборудование, как размещен свет, какая обстановка, какие тачскрины установлены. Естественно, обратно приезжаю с идеями.

Я и коллег убедительно прошу ходить по музеям. Хотя бы даже входящим в наше объединение.

– Какие проекты впереди?

– В первую очередь строительство фондохранилища ТМИИ: в следующем году хотелось бы завершить работы.

Фондохранилище позволит нам увеличить выставочное пространство, создать близкие к идеальным условия для сохранности произведений искусства. Мы сможем проводить лекции, посвященные, к примеру, реставрации – тема востребована среди посетителей.

– Каким вы видите объединение еще лет через десять?

– Надеюсь, посещаемость вырастет до 2,5 – 3 миллионов. Коллекция расширится – слишком много экспонатов никогда не бывает. Те музеи, которые есть, будут отремонтированы. Уделим внимание даже самым маленьким. Это план минимум. Ну а максимум – могу сказать, что мы готовы к любой задаче!

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий