Общество

09:00, 24 июня 2016

Звоните, и вам откроют

Жизнь неудержимо меняется и идет только вперед. Сколько б Высоцкий ни пел: «Чуть помедленнее, кони…», затормозить не удается, приходится – успевать. А это не очень получается, иногда не получается совсем…

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ,
        Сергей КИРЕЕВ

Система оказания медицинской помощи нашему населению в результате проведенных в последние годы реформ настолько изменилась, что мы не успеваем к этому приспособиться. И возмущаемся, что дверь, в которую еще вчера так привычно входили, теперь заперта. В то время как рядом есть другая – стучите, и вам откроют…
Одной из задач регионального минздрава является разъяснение населению его возможностей получения медицинской помощи – от первичной медико-санитарной до высокотехнологичной. Сегодня об этом рассказывает министр здравоохранения правительства Тульской области Ольга АВАНЕСЯН.

– Ольга Александровна, с какой целью была проведена реформа в здравоохранении – и в стране, и в нашей области?
– С целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению.
– И как – получилось?
– Если говорить применительно к нашему региону, то в основном – да, хотя корректировка не только возможна, она необходима. Система здравоохранения – живой организм, а значит, в нем постоянно происходят процессы обмена, роста, отторжения и так далее. Это нормально. Нам удалось главное: в области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, основанная на концентрации, специализации и стандартизации. Что это значит на практике? Что, например, больной из деревни Медвежий Угол в случае инсульта попадает не в маломощную районную больницу, а сразу же в профильный стационар, где сконцентрированы обученные кадры, имеется диагностическая техника, лекарственные препараты, и помощь ему будет оказана в соответствии с существующими в стране стандартами. Разве не в этом заключаются принципы качества и доступности?
Для лечения пациентов с инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового крово­обращения в Тульской области организована работа трех первичных сосудистых отделений, Регионального сосудистого центра, сосудистых отделений в Ефремовской и Щекинской районных больницах, в Суворовской ЦРБ. Открыты кардиологический, эндокринологический диспансеры, медико-генетический центр на базе областного перинатального центра, отделение медико-социальной реабилитации для наркологических больных на базе областного наркологического диспансера № 1, 30 кабинетов кризисной беременности. Всего же в настоящее время на территории Тульской области функционируют 57 государственных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается в 46 больничных, 7 амбулаторно-поликлинических организациях, 4 диспансерах и 120 поликлиниках.
– Ну вот как раз жители деревни с условным названием Медвежий Угол свои новые возможности как-то не очень видят. Зато прекрасно видят, что отсутствуют старые…
– Принципы концентрации и специализации, безусловно, требуют значительно больших перемещений по территории области, от этого никуда не денешься. Маршрутизация разработана, в нее вносятся необходимые изменения. Но чаще всего люди просто не знают, что актуальный для них вид медицинской помощи не свернут, его можно получить в другом месте, им нужно объяснять все это в режиме каждого дня. Вероятно, и мы, и врачи на местах в данном вопросе недорабатывают, но – будем стараться.
Сегодня практически все ФАПы имеют лицензию не только на медицинскую, но и на фармацевтическую деятельность. А еще в 2010 году ни один ФАП не имел права продажи лекарственных препаратов.
Последние годы уделялось значительное внимание укреплению материально-технической базы: проведен ремонт на
74 ФАПах, в этом году отремонтируем еще 23. Установлено 11 модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Может быть, это покажется вам просто красивыми словами, но вот неоспоримый факт: впервые в истории Тульской области все ФАПы оснащены необходимым медицинским оборудованием, в том числе для проведения экспресс-диагностики на уровень глюкозы и холестерина в крови. Больная сахарным диабетом бабушка из упомянутой нами деревни принимает сахароснижающие препараты уже не вслепую, а под регулярным контролем глюкозы крови.
– Да из наших депрессивных деревень последние фельдшеры скоро разбегутся…
– Кто бы спорил, что с земскими медицинскими кадрами – большие сложности по всей России… Но то, что деревня в депрессии, – это вина  здравоохранения? Это беда отрасли. Здравоохранение не сможет сделать так, чтобы жизнь в сельской местности забила ключом, здесь комплексная задача. Медицинские работники не крепостные крестьяне, и если некто решает уехать в места, где содержание жизни отличается большей насыщенностью, кто сможет ему помешать?
У нас в регионе действует целевая программа «Сельский фельдшер», предусматривающая 350 тысяч рублей единовременной выплаты приходящим на ФАПы молодым кадрам, по ней удалось привлечь 20 человек.  Для фельдшеров и медицинских сестер сельских здравпунктов приобретено 44 автомобиля повышенной проходимости «Нива», в этом году будут закуплены еще 15 машин. Сейчас мы ищем возможности новых преференций для сельских медиков, то есть со своей стороны все возможное делаем. Но, повторюсь, отрасль не в состоянии решить все сложности депрессивной деревни, тем более те, которые от  нее совершенно не зависят…
– С врачами на селе тоже ведь не густо…
– Острота проблем с врачебной помощью сельскому населению во многом снимается с помощью выездных форм работы. В районы с плохой транспортной доступностью направляются врачебно-сестринские бригады и  передвижные медицинские комплексы, включая флюорографы и маммографы. Выездные бригады созданы как в специализированных лечебных учреждениях – Тульском областном онкологическом диспансере,  областной стоматологической поликлинике, психиатрической больнице имени Каменева, Центре детской психоневрологии, так и в областных учреждениях – взрослой и детской областных больницах. Согласитесь, это удобно, когда не гора идет к Магомету, а Магомет к горе. Выездные формы работы получили живой отклик у населения, как эффективный инструмент приближения квалифицированной медицинской помощи жителям глубинки.
Кроме того, специалисты выезжают на закрепленные за ними территории на плановый прием населения. С 2014 года в Тульском областном онкологическом диспансере введено кураторство районов области специалистами-онкологами. В прошлом году осуществлено свыше 250 выездов, проконсультировано около 2,5 тысячи человек.
Значимость хорошей работы службы скорой медицинской помощи на селе тоже трудно переоценить, в ряде случаев это единственная надежда селян на медицинскую помощь вообще. Поэтому парк санитарного транспорта обновлен полностью. В 2016 году будут приобретены еще 19 автомобилей для отделений скорой медицинской помощи.
Технический прогресс не стоит на месте, современные средства связи позволяют фельдшеру скорой в случае необходимости не только получить консультацию врача по телефону, но и передать снятую кардиограмму для немедленной расшифровки. Во все районы в отделения скорой медицинской помощи приобретены дистанционные телеЭКГ, диагноз «инфаркт миокарда» расшифровывается теперь своевременно. В этом году мы планируем закупить телеЭКГ в 11 учреждений здравоохранения Тульской области.
В целях снижения смертности от инфаркта миокарда проводится тромболитическая терапия на догоспитальном этапе во всех случаях, когда к ней имеются показания. Это очень большой шаг вперед, еще несколько лет назад тромболизис в полевых условиях считался практически подвигом, теперь медики освоили его настолько, что он стал рутинной процедурой.
– Но если с пациентом надо разбираться, все десять раз перепроверить, его начинают откровенно «доить»: вам вот это надо, но возможности нет, если только платно…
– Я категорически против такой постановки вопроса. Все пациенты при наличии показаний могут пройти бесплатные обследования на рентгенкомпьютерном  и магнитно-резонансном томографе, сделать коронарографию, бесплатно получить услугу по эндопротезированию, стентированию сосудов сердца, установке электрокардиостимулятора, раздробить камни в почках. Для повышения доступности и качества медицинской помощи в 2016 году приобретается ангио­графический комплекс в Новомосковскую городскую клиническую больницу. Таким образом, коронарографию и стентирование сосудов сердца можно будет сделать не только в Туле. Если вам предлагают оплатить оказание услуг, пожалуйста, обратитесь на телефон горячей линии министерства здравоохранения Тульской области. Вопрос будет снят, я это гарантирую.
То же самое касается высокотехнологичной медицинской помощи. Весь ее объем финансируется государством! При малейших намеках на необходимость оплаты сразу же звоните на телефон горячей линии. Доступность высокотехнологичной медицинской помощи на самом деле в последние годы значительно повысилась – в разы. Увеличилось количество государственных учреждений здравоохранения, которые имеют лицензии на ее оказание. Если в 2011 году на высокотехнологичную медицинскую помощь имела право только Тульская областная клиническая больница по одному профилю – травматология и ортопедия, то в прошлом году в регионе таких учреждений было уже 14, а медицинская помощь оказывалась по 15 профилям. В 2016 году  жители региона смогут получить уже 18 видов ВМП. Для пациентов сократились сроки ожидания плановых высокотехнологичных операций, а общее количество больных, получивших такую помощь, увеличилось в два раза.
– Ольга Александровна, количество жалоб на работу лечебных учреждений остается высоким. Но, присутствуя на прямых линиях, которые проводятся в общественной приемной правительства Тульской области, отчетливо слышишь, что далеко не все из них следовало бы направлять в адрес министерства здравоохранения. Что вы по этому поводу скажете?
– У здравоохранения несколько смежных отраслей, работу которых часто ассоциируют именно с медициной. Нам важно каждое обращение, каждое рассматривается. И все-таки ради эффективного решения вопроса лучше всего направлять жалобу в то ведомство, которое отвечает за его решение. Например, на тех же прямых линиях ко мне постоянно идут обращения, связанные с работой бюро медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования. Всякий раз я терпеливо объясняю, почему следует обратиться туда, а не в министерство здравоохранения. Ради ускорения процесса частенько связываюсь с руководством этих структур, прошу помочь конкретному человеку в конкретной ситуации. Но в целом наше население задачу ставит верно: мы должны еще теснее взаимодействовать и с бюро и с фондом, ведь забота у нас одна – хорошее самочувствие пациентов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий