Культура

Ностальгия

На подобные концерты собираются те, чья молодость пришлась на семидесятые–восьмидесятые годы: послушать некогда популярные песни, вспомнить эпоху ВИА и – самих себя. «Белорусские песняры», чей концерт состоялся в ДК ТОЗ, – лишь один из вариантов известного ансамбля. Всего же групп, образованных бывшими участниками коллектива, насчитывается четыре. Естественно, это вызывает разные эмоции – у публики, у журналистов. В прессе мелькают сообщения вроде – «Песняры»: размножение делением». Но, по большому счету, все, что исполняется сегодня молодыми вокалистами, возглавляемыми кем-то из аксакалов, было придумано в далекие 70-е годы Владимиром Мулявиным – организатором и художественным руководителем этого ВИА. Даже аранжировки используются те же. Может быть, молодежи и хочется заявить о себе, они предлагают на суд зрителей новые песни. Но тем, кто приходит на концерты, завидев в афише имя хоть одного исполнителя из прежнего состава, подобное ни к чему: ностальгия – залог успеха всевозможных «Песняров» сегодня. Вот и на этот раз в течение полутора часов зрительный зал подпевал, прихлопывал в такт. Порой, если музыканты слишком уж увлекались исполнением новинок, слышалось: «Спойте «Белоруссию» или «Веронику»!» А перед концертом бессменный флейтист группы Владислав Мисевич рассказал: – Мы стараемся постоянно обновлять репертуар – без этого ансамбль погибнет, не будет творческого роста. И на концертах стремимся показать публике новинки, строим выступления так, что старые песни чередуются с новыми. Всегда есть те, кому интересно, чем мы живем сегодня. Но, конечно, стараемся не «злоупотреблять» новизной, поскольку знаем, чего от нас ждет большинство. – С какими композиторами вы сегодня сотрудничаете? – В ансамбле уже давно работает Олег Аверин – композитор, аранжировщик, который делал программы еще с Владимиром Мулявиным. А еще к нам пришел Максим Пугачев, он пишет песни в том же стиле. – Из прежних участников группы сегодня остались только трое: Валерий Дейнеко, Игорь Пеня и вы, остальные разъехались по всему свету... – Да, Леня Тышко в Израиле, Толя Кашепаров в Америке. Мы с ними встречаемся, когда гастролируем в этих странах. Вообще приходится много ездить – по всей постсоветской территории, недавно в Астане гастролировали, из Тулы поедем на Юг. Жизнь на колесах... – А с Леонидом Борткевичем, который возглавлял еще один ансамбль «Песняры», сотрудничаете? – Нет. Мы трое создали группу «Белорусские песняры» почти пятнадцать лет назад, когда еще был жив Мулявин. Ну и, конечно, появилась напряженность в отношениях. Сегодня Володи нет, а натянутость осталась… – Как относитесь к тому, что было снято несколько фильмов о жизни Владимира Георгиевича, особенно в последние годы, которые словно предрекали его гибель? – В любом случае это – память, и когда к нам обращаются с предложением поучаствовать в съемках, мы сразу соглашаемся. Володя был личностью незаурядной, талантливой. Подтверждение тому – существование «Песняров», которые стали главным делом его жизни. Это была его идея: петь белорусский фольклор в современных ритмах. И ему удалось, выражаясь современным языком, пропиарить культуру Белоруссии, как не смог бы сделать ни один политик. При этом Володя родом из Свердловска, просто служил в нашей республике, навсегда полюбил эту землю, ее людей, культуру и воспел на весь мир. – Ведь и фестиваль «Славянский базар» – тоже его детище: собрать вместе славянские народы, объединить их в общем хороводе решили когда-то они с Игорем Михайловичем Лученком. – А как вырос фестиваль за шестнадцать лет, с каким размахом он проходит сегодня! И пусть там уже никто не вспоминает о его создателях, главное – их дело продолжается и песни звучат... К сорокалетию «Песняров» мы там показали программу, в основе которой были песни разных лет. – Владислав, как вы думаете, почему сегодня молодые певцы обращаются к песням прошлых лет? Стас Пьеха исполняет шлягеры из репертуара бабушки, а Витас выбирает из того, что пел раньше Эдуард Хиль, «фабриканты» следуют тем же курсом... – Начало двадцатого столетия ознаменовалось появлением целого созвездия поэтов, а вторая половина прошла под знаком отечественной песни, и теперь у нас богатейшая коллекция произведений, которые, на мой взгляд, просто не могут выйти из моды. Молодежь включает в свой репертуар песни, написанные чуть ли не полвека назад, – это беспроигрышный вариант. Интерес к этому жанру не угасает, поскольку там – настоящая музыка и стихи, а не «слова». На наши концерты зрители порой приходят целыми семьями. И вообще, по радио, телевидению должны звучать произведения для людей разного возраста, и пусть каждый находит что-то свое, лишь бы песни продолжали жить. Марина ПАНФИЛОВА

Другие новости