Культура

Разговор с Учителем

«К своему стыду, я в первый раз в жизни приехал в Ясную Поляну и искренне скажу: я взволнован, – сказал в интервью тульским журналистам известный режиссер, заслуженный деятель искусств России, народный артист РФ Алексей УЧИТЕЛЬ. – Аура этого дома действует на душу, и я благодарен организаторам, что пригласили сюда, в это удивительное место…»
– Алексей Ефимович, фильм, который вы привезли для просмотра сегодня –  «Дневник его жены», был снят тринадцать лет назад, у вас есть более новые работы, почему вы выбрали именно эту?
– Так пожелали организаторы встречи: в музее-усадьбе Толстого показать фильм о Бунине. Да, эта лента давняя, двухтысячного года, но очень для меня дорогая – это вторая игровая картина, снятая мной, и сразу такая тематика – жизнь великой личности. Когда мы закончили съемки, то вместе с Андреем Сергеевичем Смирновым, который исполнил главную роль, и  с актрисой Галей Тюниной, сыгравшей его жену, не успев этого сделать перед началом картины, поехали в Париж, пришли на могилу писателя, выпили по рюмке и попросили прощения – сразу за все. И, видно, не зря, поскольку судьба картины сложилась довольно удачно: наверное, мастер принял и простил нам все вольности.
– До этого вы сняли исторический фильм «Мания Жизели» – о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой…
– Да, работа над ним шла во Франции, а «Дневник» делали уже в Крыму, хотя, когда французы смотрели эту картину, они не верили, что там показан не Лазурный Берег. Перед съемками мы приезжали в Грасс, что неподалеку от Канн, искали дом, где жил Бунин. Нас тогда потрясло, что никто не мог вспомнить: ни полиция, ни сотрудники экскурсионного бюро, ни местные жители – все разводили руками. Уже какой-то десятый человек направил группу в правильную сторону, и там совершенно случайно мы метрах в ста от нужного дома в траве наткнулись на камень с надписью: «Здесь жил русский писатель…», выброшенный сегодняшними хозяевами. В само жилище нас не пустили – частная собственность, мы лишь посмотрели издали, чтобы потом, в Крыму, найти похожее строение. А там на съемках был курьезный случай: мы все время обращались к Андрею Смирнову: «Иван Алексеевич». Представьте, что рабочие, которые помогали что-то подтаскивать-оттаскивать, передвигать камеры, принесли книгу рассказов Бунина и спросили: «А можно у писателя попросить автограф?..» Не представляю уровень их знаний, но порадовало, что актер настолько вошел в роль, что его даже идентифицировали с самим Буниным.
– Вашу картину выдвигали на премию «Оскар»…
– Для меня это было сильным потрясением, помню, мы приехали в Штаты, чтобы нанять людей для пиар-кампании, как это принято, нашли фирму, что подешевле. Ведь нужно организовать серию показов, чтобы пять тысяч академиков, высказывающих свое мнение, увидели ленту плюс вышли публикации в прессе и прочее. И как же там хохотали над русской наивностью, когда мы предложили за все услуги сумму в пять тысяч долларов – больше-то не было! Только полстранички рекламы в журнале, вроде «Hollywood repor­ter», стоит семь тысяч, а фильмы, которые реально претендуют на эту премию, заявляют о себе чуть не каждый день в течение двух месяцев и афишируются таким способом. И это помимо прочих трат, таких как аренда зала. Тогда я понял, что «Оскар» – это не только результат творческих усилий… Но подобное событие произошло еще через десять лет: мой фильм «Край», снятый в 2010-м, также был выдвинут на эту престижнейшую мировую премию, но уже более удачно: мы попали в номинацию «Golden globe» – премия прессы, и все круги проходились легче.
– Фильм «Дневник его жены» на разных фестивалях получил награды практически по всем номинациям – от лучшей режиссерской работы до работы художника по костюмам. Вы специально подбирали такую сильную команду?
– Как раз во время работы над этой лентой команда и сформировалась окончательно, и почти со всеми этими людьми я продолжаю сотрудничать. Так, с оператором Юрием Клименко сделали уже шестую картину. А гениальный, на мой взгляд, композитор Леонид Десятников писал музыку для «Мании Жизели», а потом и для «Дневника». Я придерживаюсь того мнения, что кино – это синтез искусств, и если хотите, чтобы получился экстраординарный результат,  нужно, чтобы в каждой позиции находился не просто качественный исполнитель, а гений.
– Этот фильм получил и высшую отечественную награду – «Нику».
– Когда он только был выдвинут, все – и я, и сценарист Авдотья Смирнова, и актеры – были уверены, что статуэтку получит Сергей Соловьев. Он на вручении сидел впереди меня, и когда наступил момент объявления главной премии, Сергей Александрович уже начал приподниматься с места, что-то там поправил. Но когда объявили нас, я увидел ужас в глазах своего коллеги: наверное, подобное тяжело психологически переживать… Но поразительно, что наше киносообщество не умеет радоваться хорошим результатам собратьев по ремеслу. Для меня это загадка, потому что, когда вижу хороший фильм, то он так воздействует, что готов кричать, аплодировать, говорить хорошие слова создателям. Можно сравнить, как проходит церемония вручения главной награды у нас и в Голливуде: в Москве все сидят, равнодушные к происходящему и болеющие лишь за себя, лениво, сквозь полудрему аплодируют. В Америке такой ажиотаж в зале, когда на сцену вызываются призеры, там умеют делать праздник, потому что любят кино – все, не только его создатели, но и рядовые зрители. Отношение к данному виду искусства выстроено так, что если семья не посмотрит в кинотеатре новый нашумевший фильм – это нонсенс. А у нас все смотрят по телевизору или скачивают через Интернет.
– Часто актеры после съемок у вас становятся звездами, словно получают путевку в жизнь. Как вы это объясните?
– Да, Оля Будина в «Дневнике» сыграла практически свою первую большую роль, до этого у нее была эпизодическая работа в фильме Глеба Панфилова. У Ирины Пеговой, Жени Цыганова это вообще были первые работы в кино, а сейчас они – звезды. При этом я ничего не делаю искусственно, все зависит от материала, от сценария, и во многом – от самого актера. Конечно, в этом фильме снимался еще и Женя Миронов, который сыграл, пожалуй, одну из лучших своих ролей, с ним же мы потом работали над фильмом «Космос как предчувствие». Но его и Володю Машкова, с которым довелось работать в фильме «Край», я отношу к разряду гениальных актеров. Меня тогда поразило, что Владимир не просто вживался в образ – он становился тем человеком, которого играл. Так, придя на пробы, этот артист  попросил гримеров остричь его под машинку, как требовалось по роли. У тех не оказалось соответствующих парикмахерских инструментов, побежали в какую-то заштатную цирюльню – попросить взаймы – и обрили машковскую шевелюру... Он посмотрел, как сам говорил, почти пятьдесят фильмов о войне и послевоенном периоде, ни разу со съемок не уехал в Москву или еще куда-то: буквально жил на площадке, носил ту одежду, в которой работал. И даже научился водить два вида паровоза: получил от президента РЖД Якунина удостоверение – вот что такое профессионал. Кстати, сейчас Машков снимается в Питере в сериале о Распутине, мы месяца два не встречались, а увиделись по печальному поводу: на похоронах Алексея Юрьевича Германа. И я был шокирован, когда в толпе на меня стал надвигаться сам Григорий Распутин: бородища – лопатой, взгляд – блуждающий: человек вошел в роль.
– Чем занимаетесь сегодня?
– Уже скоро будет готова новая картина под названием «Восьмерка», снятая по повести ныне модного и знаменитого писателя Захара Прилепина, сценарий создал Александр Миндадзе, с которым мы когда-то сделали картину «Космос как предчувствие». Действие происходит в новогоднюю ночь, на стыке 1999-го и 2000-го в большом провинциальном городе: у автора романа подразумевается Нижний Новгород. Помню, когда закончил читать эту вещь, была ночь, и я поразился, что не просто взволнован, а меня, что называется, проняло до глубины души. Если пересказывать сюжет, может показаться, что это сериал для НТВ:  история четырех омоновцев, один из которых влюбляется в девушку главного бандита города. Но при этом там все так трогательно, глубоко, и про нас, нынешних, несмотря на то, что прошло уже тринадцать лет. Картина социальна – у нас даже Борис Николаевич Ельцин появится в телевизоре. В фильме много лирики, при этом я впервые в своей жизни снимал такое количество драк, а в массовке участвовало больше тысячи человек – в сценах заводских забастовок. В прокат фильм выйдет осенью, надеюсь, все с ним будет благополучно…
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Другие новости