Культура

Победила музыка

В Тульской областной филармонии состоялся необычный концерт «Черное и белое», который два его главных участника – скрипачи Вардан Маркос и Вива Скрипка, назвали творческим поединком.


Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В программу были включены в основном классические произведения, аранжированные под современное прочтение: 5-я симфония Бетховена, 24-й каприз Паганини, «Реквием» Верди, 2-й концерт Рахманинова, «Времена года» Вивальди.
Главные судьи – зрители, они и оценивали шутливые раунды – 1, 2, 3… Но, как сказали сами исполнители, этот по­единок не может закончиться и финал не состоится никогда: музыка будет звучать вечно, и каждый сам выбирает, что ему ближе – классическое прочтение или стиль, соединяющий разные направления — «classical crossover».
Перед началом концерта Вива Скрипка и Вардан Маркос обсуждали последние детали и на соперников совсем не походили – скорее на творческий дуэт.

Вива: Это не столько поединок, сколько содружество: мы хотим показать, что музыке не нужны соревнования, она – вечна и прекрасна, главное – виртуозно исполнять произведения. Сегодня мы показываем современную скрипку с двух разных сторон, если можно так сказать: мужской взгляд и женский, классика и современность, классическая скрипка и электроскрипка…

Вардан: Есть разный подход к восприятию, мы даем каждому зрителю возможность выбрать.
Я в Туле частый гость, первый мой концерт здесь состоялся лет десять назад. И когда мы познакомились с Вивой, то я подумал: такая красивая девушка, так прекрасно играет на моем любимом инструменте… Надо непременно сделать совместный проект! Я предложил совместную программу, это было летом прошлого года.

Вива: К Новому году уже была определена концепция, Вардан хотел делать премьеру в Москве, но я настояла, чтобы она состоялась в Туле. А в столице мы сыграем «Черное и белое» через две недели – 27 апреля.

Вардан: Я согласился опробовать наш проект в родном городе Вивы, где ее родные люди, друзья, коллеги, и с удовольствием приехал в Тулу…

Вива: А потом поедем дальше! Надеемся, что у этого проекта будет счастливая судьба и в других российских городах зрители его увидят, в том числе в Сибири, на Урале. Я давно работаю совместно с эстрадно-симфоническим оркестром Alfa Music Orchestra под управлением Артемия Чекина, который со мной уже много времени сотрудничает, – мы с ними срослись как единое целое, прекрасно сосуществуем на сцене.

Вардан: Мне очень жаль, что молодые люди лишают себя целого мира – классики, предпочитают дискотеки и клубы симфоническим концертам, балетным и оперным спектаклям. Это понятно и нормально, но в жизни должно быть место всему.
Мы с Вивой – каждый в своем творчестве – делаем попытку заинтересовать молодых людей – тех, кто считает классику чем-то устаревшим. Думаю, нам обоим это удается, и, если подростки, придя на такой концерт, потом хотя бы скачают в плейер Рахманинова или Вивальди, это уже будет удачей.

Вива: Такая форма исполнения существовала и раньше, просто о ней забыли. Но, к примеру, Поль Мориа делал собственные трактовки симфонических произведений, и его оркестр затем их показывал зрителям. И таким образом, через легкую музыку люди постепенно приходят к серьезной, сложной.
Стиль, в котором мы с Варданом работаем, называется «classical crossover» – это свое­образный синтез, гармоническое сочетание элементов классики и поп-рока – электронной музыки.

Вардан: Мои работы – это концерты для акустической скрипки с усилителем, невидимого электронного «оркестра». В концертах, как и сегодня, участвуют артисты балета, вокалисты, творческие коллективы.

Вива: Мы оба, конечно, волнуемся, но когда берешь в руки скрипку, то сразу ощущаешь уверенность.

Вардан: Инструмент – это словно часть тебя, общение с ним – образ жизни. А скрипка особенно– с нею сливаешься воедино! У нас обоих не одна скрипка – несколько, и у каждой – свой характер.

Вива: Моя классическая скрипка – это настоящий шедевр: аукционный инструмент начала ХХ века, родом из Мельбурна, мастер Wiliam Edgar (Dolfin). Второй инструмент – ZETA, родом из Соединенных Штатов: современная электронная скрипка, у которой есть своя особенность – наличие пятой (басовой) струны и современного звукоснимателя, отдельно на каждую струну, что открывает неограниченные возможности для экспериментов. И наконец, YAMAHA: я имела честь быть первым исполнителем в России на скрипке этой модели на Всероссийском семинаре компании Yamaha-music. И после успешной презентации руководство компании оставило этот инструмент мне в подарок.

Другие новости