Сегодня
Культура
В стиле jazz
- 00:00 18 ноября 2017
В Туле прошел концерт участников XXII Международного фестиваля «Джазовая провинция». В этом году в нем приняли участие более 100 музыкантов из 15 стран – Бразилии, Голландии, Германии, России, США, Прибалтики.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Тула вошла в число 11 городов, в которых реализуется этот проект.
Концерт открыл интернациональный коллектив Vintskevich @Taylor, зрителям в Туле был представлен новый альбом джазовой музыки California Spirit, созданный в рамках российско-американского проекта.
Как рассказал перед началом блестящий пианист, заслуженный артист России, вдохновитель и арт-директор «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич, фестиваль ежегодно с успехом проходит в городах ЦФО и за эти годы приобрел известность в России и далеко за ее пределами.
– Это культурное событие, стоящее над политическими амбициями, религиозными разногласиями и языковыми барьерами. Никто из зарубежных участников не отклонил приглашение приехать в Россию – из европейских стран, из-за океана они собрались на нашей земле и вместе играют музыку разных лет.
Это актуальный срез современного джаза: от традиционного до world-music и авангарда, это творческая лаборатория, где рождаются новые проекты.
Каждый год ежегодный кочующий праздник джазовой музыки бывает посвящен памяти какого-либо музыканта, были проекты в честь Юрия Саульского, Олега Лундстрема.
В этом году мы посвятили фестиваль 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд – это лучшая джазовая певица всех времен и народов, определившая развитие данного жанра. Первая леди джаза, одна из моих любимых исполнительниц. Так или иначе, но ее творчество повлияло на судьбы всех наших участников.
Есть те, кто определил эпохи в джазе, – Майлс Дэвис, Чарли Паркер, Джон Колтрейн. Есть те, кто не был новатором, – Сонни Ролинз, Декстер Гордон и другие. Это были титаны! Хотя они не придумали ничего нового, они придумали, раскрыли себя. И сделали это гениально.
– Влияет ли политическая обстановка на проведение фестиваля, на возможность привезти зарубежных музыкантов в Россию? Как вы с этим справляетесь?
– Главное отличие этого фестиваля в том, что он живет, кочует, собирает все новых участников – уже 22 года. Наш фестиваль поддерживают посольства разных стран. Джазовые сообщества помогают своим музыкантам приехать в Россию, чтобы показать, насколько разным и многоликим может быть искусство джаза, максимально полно представляя направления в современной импровизационной музыке.
Фестиваль, представляющий музыкантов со всего мира, безусловно, способствует росту взаимопонимания, доверия и дружбы между народами и показывает, что культура позитивно влияет на политику.
К примеру, в коллективе под названием Vintskevich @Taylor, кроме меня и моего сына Николая, играют выдающиеся музыканты современности Кип Рид и Джел Тейлор из Соединенных Штатов – это наши постоянные партнеры, я даже не могу представить выступления без них.
– Организация фестиваля в одном городе – нелегкая работа.
А «Джазовая провинция» подразумевает сложное расписание множества исполнителей. Как вам удается контролировать и отвечать за качество такого мероприятия?
– Безусловно, что проведение подобных масштабных музыкальных проектов невозможно без финансовой поддержки со стороны государственных и общественных организаций и представителей частного бизнеса. У нас есть диалог с первыми лицами в регионах и профильными федеральными чиновниками, в частности – в Туле, мы чувствуем поддержку областной власти.
– Поделитесь своими ощущениями от перемен в фестивале за прошедшие годы.
– Последние несколько десятилетий джазу предрекали угасание и медленное умирание, эти разговоры ведутся и сейчас. Но в каждом поколении появляются талантливые люди, которые все решают. Появляется много музыки от слияния разных культур, что в джазе было заложено изначально.
И на концертах я вижу молодых заинтересованных ребят и понимаю, что у отечественного джаза есть большие перспективы стать развитым жанром.
На сегодняшний день возрастные категории слушателей джаза – от детей, юношества до самого зрелого возраста. Радует, что появляются десятки совершенно новых коллективов. Мне было бы странно, если бы эта музыка не нравилась новому поколению. Но все-таки, чтобы любить джаз, его надо знать, и здесь просветительской работы недостаточно. Впрочем, это не только касается джаза, но и классической музыки.
На фестивале мы устраиваем не только музыкальные мероприятия, но и образовательные. К нам приезжают зарубежные музыканты с мастер-классами. Это уникальный опыт для молодых исполнителей, возможность расширить свои представления об импровизации – как о технике, так и о стилевом разнообразии.
За 20 лет выросло целое поколение молодых ценителей этого искусства, образовалось некое интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов из десятков стран и городов. Трудно представить сегодня какую-то страну без джаза – есть свои направления за океаном, в Европе, в России. Так что это подарок из Америки, который ценен для людей всего мира.
– И сегодня вы говорите на языке музыки, заглушая политические распри?
– Я рад, что наступило время, когда джаз звучит поверх барьеров: музыкантов не интересует, кто по национальности их коллега, если он – профессионал, влюбленный в джаз. И эта музыка страсти, музыка импровизации нас объединяет, дает повод быть вместе – творить, сочинять, удивлять, радоваться и радовать.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Тула вошла в число 11 городов, в которых реализуется этот проект.
Концерт открыл интернациональный коллектив Vintskevich @Taylor, зрителям в Туле был представлен новый альбом джазовой музыки California Spirit, созданный в рамках российско-американского проекта.
Как рассказал перед началом блестящий пианист, заслуженный артист России, вдохновитель и арт-директор «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич, фестиваль ежегодно с успехом проходит в городах ЦФО и за эти годы приобрел известность в России и далеко за ее пределами.
– Это культурное событие, стоящее над политическими амбициями, религиозными разногласиями и языковыми барьерами. Никто из зарубежных участников не отклонил приглашение приехать в Россию – из европейских стран, из-за океана они собрались на нашей земле и вместе играют музыку разных лет.
Это актуальный срез современного джаза: от традиционного до world-music и авангарда, это творческая лаборатория, где рождаются новые проекты.
Каждый год ежегодный кочующий праздник джазовой музыки бывает посвящен памяти какого-либо музыканта, были проекты в честь Юрия Саульского, Олега Лундстрема.
В этом году мы посвятили фестиваль 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд – это лучшая джазовая певица всех времен и народов, определившая развитие данного жанра. Первая леди джаза, одна из моих любимых исполнительниц. Так или иначе, но ее творчество повлияло на судьбы всех наших участников.
Есть те, кто определил эпохи в джазе, – Майлс Дэвис, Чарли Паркер, Джон Колтрейн. Есть те, кто не был новатором, – Сонни Ролинз, Декстер Гордон и другие. Это были титаны! Хотя они не придумали ничего нового, они придумали, раскрыли себя. И сделали это гениально.
– Влияет ли политическая обстановка на проведение фестиваля, на возможность привезти зарубежных музыкантов в Россию? Как вы с этим справляетесь?
– Главное отличие этого фестиваля в том, что он живет, кочует, собирает все новых участников – уже 22 года. Наш фестиваль поддерживают посольства разных стран. Джазовые сообщества помогают своим музыкантам приехать в Россию, чтобы показать, насколько разным и многоликим может быть искусство джаза, максимально полно представляя направления в современной импровизационной музыке.
Фестиваль, представляющий музыкантов со всего мира, безусловно, способствует росту взаимопонимания, доверия и дружбы между народами и показывает, что культура позитивно влияет на политику.
К примеру, в коллективе под названием Vintskevich @Taylor, кроме меня и моего сына Николая, играют выдающиеся музыканты современности Кип Рид и Джел Тейлор из Соединенных Штатов – это наши постоянные партнеры, я даже не могу представить выступления без них.
– Организация фестиваля в одном городе – нелегкая работа.
А «Джазовая провинция» подразумевает сложное расписание множества исполнителей. Как вам удается контролировать и отвечать за качество такого мероприятия?
– Безусловно, что проведение подобных масштабных музыкальных проектов невозможно без финансовой поддержки со стороны государственных и общественных организаций и представителей частного бизнеса. У нас есть диалог с первыми лицами в регионах и профильными федеральными чиновниками, в частности – в Туле, мы чувствуем поддержку областной власти.
– Поделитесь своими ощущениями от перемен в фестивале за прошедшие годы.
– Последние несколько десятилетий джазу предрекали угасание и медленное умирание, эти разговоры ведутся и сейчас. Но в каждом поколении появляются талантливые люди, которые все решают. Появляется много музыки от слияния разных культур, что в джазе было заложено изначально.
И на концертах я вижу молодых заинтересованных ребят и понимаю, что у отечественного джаза есть большие перспективы стать развитым жанром.
На сегодняшний день возрастные категории слушателей джаза – от детей, юношества до самого зрелого возраста. Радует, что появляются десятки совершенно новых коллективов. Мне было бы странно, если бы эта музыка не нравилась новому поколению. Но все-таки, чтобы любить джаз, его надо знать, и здесь просветительской работы недостаточно. Впрочем, это не только касается джаза, но и классической музыки.
На фестивале мы устраиваем не только музыкальные мероприятия, но и образовательные. К нам приезжают зарубежные музыканты с мастер-классами. Это уникальный опыт для молодых исполнителей, возможность расширить свои представления об импровизации – как о технике, так и о стилевом разнообразии.
За 20 лет выросло целое поколение молодых ценителей этого искусства, образовалось некое интеллектуальное сообщество людей, влюбленных в эту музыку, и объединились сотни музыкантов из десятков стран и городов. Трудно представить сегодня какую-то страну без джаза – есть свои направления за океаном, в Европе, в России. Так что это подарок из Америки, который ценен для людей всего мира.
– И сегодня вы говорите на языке музыки, заглушая политические распри?
– Я рад, что наступило время, когда джаз звучит поверх барьеров: музыкантов не интересует, кто по национальности их коллега, если он – профессионал, влюбленный в джаз. И эта музыка страсти, музыка импровизации нас объединяет, дает повод быть вместе – творить, сочинять, удивлять, радоваться и радовать.