Культура

Не пастилою единой

post-img

Кольцо височное из белевского клада

Кто из нас не мечтал найти клад с золотыми и серебряными монетами, украшениями? Кто в детстве не зачитывался «Островом сокровищ» Роберта Стивенсона? Нет-нет да и расстается земля со своими древними тайнами: например, в 1891 году фонды Императорского Российского исторического музея пополнил вещевой клад, обнаруженный в Белевском уезде в конце XIX века (точно место находки неизвестно). В Главной инвентарной книге музея имеется отметка, согласно которой старинные предметы были приобретены у Н. П. Андросова, который сам купил их на торгу.

Наше издание напоминает, что 27 сентября мы отпразднуем пятилетие со дня открытия в Туле представительства ГИМ. И в этой связи «Тульские известия» решили регулярно рассказывать читателям о наиболее любопытных предметах из фондов ГИМ, связанных с историей именно нашего края.

Белевский клад, состоящий из серебряных и бронзовых женских украшений (17 вятичских височных колец, 2 витых шейных гривны, 7 браслетов, перстень, 2 хрустальные бусины и 2 предмета, которые считают деталями подсвечников), был датирован сотрудником отдела археологии ГИМ Н. Г. Недошивиной концом XII – началом XIII века. «После распада Киевской Руси в XII веке вятичские земли в верховьях Оки (на территории современных Тульской и Калужской областей) были административно и политически поделены между Черниговским и Рязанским княжествами, – погружают нас музейщики в события далекого прошлого. – В первой половине XIII века через эти земли волной прокатились орды хана Батыя. Немыми свидетелями этих трагических событий стали многочисленные клады, зарытые в разгромленных древнерусских городах во время монголо-татарского нашествия. Белев, расположенный на левом берегу Оки, относился к одному из уделов черниговских князей».

 

Белевский клад уникален не только по составу, но и по мастерству исполнения предметов. Он хорошо изучен. Интересные выводы сделали исследователи. Так, археолог Борис Рыбаков, работавший в Историческом музее и изучавший славянскую культуру, писал о белевском кладе следующее: «Височные кольца известны нам по захоронениям в курганах. В городских кладах нет деревенских височных колец; горожанки носили колты. Здесь же перед нами 17 височных колец, из которых одно является простым, стандартным семилопастным, а остальные 16 подразделяются на восемь различных типологических групп (от одного до четырех экземпляров в группе). Многообразие и некомплектность предметов белевского клада производят впечатление не бытового комплекса женских украшений, а набора образцов владельца мастерской. Белевские трехлопастные и пятилопастные височные кольца с их изящно изогнутыми лопастями, с их кружевной оторочкой и фигурками животных – это не звено плавной эволюции, а полный артистизма взлет творческой фантазии мастера. Мастер не отвергал старого, он преображал его». Рыбакову же принадлежит так называемая космогоническая расшифровка символов, изображенных на украшениях. По мнению специалиста, белевские височные кольца отражали представления русских людей XII – начала XIII века о структуре мира.

Мы, конечно же, не знаем, кто мог спрятать данный клад в Белеве. Но понимаем, что человек, пытавшийся сберечь ценности, так за ними потом и не вернулся. Погиб от руки врага? Оказался в плену? Получил какую-то тяжелую травму, не позволившую изъять клад из земли? А, может, владелец и хотел найти украшения, да позабыл точное место? Рельеф же местности со временем меняется, появляется новая растительность… Кто теперь скажет, как все было. Сейчас работу мастера конца XII – начала XIII века можно увидеть в зале № 12 Главного здания Исторического музея.

Соб. инф.

Фото: ГИМ/снимки предоставлены пресс-службой филиала Исторического музея в Туле 

 

 

 

Другие новости