Забыть или сохранить? Вот в чем вопрос
- 16:27 08 апреля 2025

фото: Елена Кузнецова
Ажар МАМЕДОВА
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА
В творческом индустриальном кластере «Октава» открылась выставка молодой российской художницы Аси Заславской «Архитектура времени». Она исследует прошлое через призму настоящего, а самопоиск становится путем размышления о будущем.
Выразительная, насыщенная метафорами, но при этом понятная и легкая речь – это то, за что цепляется слух сразу. После этого глаза скользят по стенам выставки, изучая мысли художницы на маленьких полотнах и внушительных инсталляциях.
Экспозиция возникла спонтанно. Получив мастерскую, Ася тем самым получила и наследство – вещи прошлого владельца. Им был Геннадий Мишенев – советский художник, архитектор и дизайнер, он первый создал макет Московского Кремля и был главным художником ВДНХ.
И здесь встал первый вопрос: что делать?
Выбросить все вещи, поставить крест на уже несуществующем человеке, закопать его еще глубже? Или дать возможность миру познакомиться с мыслями человека, который сыграл свою роль в создании советской эстетики столицы? Да и вообще, можно ли без прошлого чужого человека построить свою жизнь, учитывая то, как они сплелись в один момент?
Забыть или сохранить?
Ася решила сохранить и создать из его наследия выставку. В своей работе она оказалась настоящим исследователем, а проводником стал сам Мишенев.
Художница глубоко прониклась его жизнью, у нее на руках были его эскизы, чертежи, картины, фото и даже личный дневник, в котором она найдет трогательную фразу: «Твоего музея не будет, это так. Не тот уровень. Но кому-то это было бы интересно. А вообще, стоит ли об этом думать?».
Заславская получила разрешение на работу с материалами от государства и родственников, затем приступила к работе. Год ее команда трудилась над изучением личных вещей и созданием экспозиций.
Ее работа – про родство и отношения. Про корни – которые нас и встречают.
– Корни держат дерево и помогают ему не упасть – довольно просто, но, когда одному дереву не хватает питательных элементов, другое корнями может передавать эти элементы. Эти коренные связи человек не увидит, но они будут важны для деревьев, – сказала Заславская.
Далее мы знакомимся с набросками самой художницы – ряд небольших картин о дороге и о пути.
– Потому что дорога состоит из воспоминаний и фрагментов, а человек сам выбирает, какие из них он берет с собой в будущее, – считает она.
Затем мы мельком смотрим на чертежи Кремля, а следом детальные фото, которые помогали Мишеневу работать на ВДНХ и при создании копии Кремля. И другие, не менее интересные работы.
Заславская создала жизнь внутри выставки. После просмотра не будет покидать ощущение, будто этот человек вам знаком. В этом и есть важность сохранения памяти.
Выставку можно посетить до 8 июля в «Октаве».
6+