Шла Саша по меже и носила шушку
- 19:24 15 апреля 2025

Фото: Ирина Мельханова
ИРИНА МЕЛЬХАНОВА
Некоторые модные тренды современности без труда прослеживаются в нарядах крестьян Тульской губернии рубежа позапрошлого и прошлого веков.
В пространстве «Археология и реставрация» продемонстрировали верхнюю одежду, актуальную для наших прабабушек и их кавалеров.
Автор уже третьего этнографического каталога, посвященного предметам одежды из коллекции музея-заповедника «Куликово поле», рассказала, что носили в наших краях сто с лишним лет назад, а кое-что даже примерить разрешила.
Первый этнокаталог одежды «Какова пряха, такова на ней и рубаха» вышел в 2017 году и был полностью посвящен рубахе – базовому элементу крестьянского костюма, казалось бы, однотипному, но на деле – исключительно индивидуальному, имевшему характерные черты в каждом регионе и уникальные – у каждой хозяйки.
Каталог «И в пир, и в мир, и в добрые люди», изданный в 2019-ом – это история о поневах, юбках, сарафанах и передниках. В каждой губернии на них была своя мода, основанная, впрочем, на практических соображениях – с крестьянской одеждой по-другому не бывает.
В этом году цикл продолжает издание «Приобуть, приодеть – так и есть на что глядеть». Главный хранитель Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Татьяна Наумова собрала под одной обложкой «модные каталоги» верхней одежды, обуви, головных уборов и украсов.
Все экспонаты мини-выставки, развернутой на презентации – подлинные предметы из этнографической коллекции «Куликова поля», большинство из них разменяло вторую сотню лет.
Помимо плодов этнографических исследований Тульской губернии, сюда вошли вещи, распространенные в позапрошлом и прошлом веках у наших соседей – на месте нынешних Орловской, Липецкой, Курской, Воронежской и Белгородской областей.
Впрочем, по словам Татьяны Наумовой, верхняя одежда конца XIX – начала XX веков имела не так много ярких отличий, характерных для той или иной территории. В соседних губерниях Центральной России носили схожие коротайки и кохты, катанки и серюки, безрукавки и тулупы.
А с развитием железной дороги различия и вовсе почти стерлись. Были шушки да синюшки исконно рязанскими – глядь, уже и у нас носят.
Длиннорукавая душегрея перебралась с севера Центральной России в южные земли, а до Тульской и Орловской губерний с юга докатилась белгородско-воронежская «мода» на голопузки – очень прогрессивная для своего времени.
Подумать только, девицы наряжались в куцые кофтенки: рукав долгий, а сама одежка пуп не прикрывает. Срамота-то какая! Ну точь-в-точь, как сейчас носят.
На самом деле, сказав, что мода циклична, мы ни Америку, ни даже Тульскую область не откроем.
- Рассмотрите сверху донизу модницу начала прошлого столетия, - предлагает Татьяна Наумова. - Про плат и говорить нечего – это головной убор на все времена. Вернулась мода на рубашки из натуральных тканей. Женщины носят блузы прямого кроя с отделкой в народном стиле. В последние пару лет все чаще замечаю мужчин в рубашках-косоворотках. Ну а цветовая палитра, характерная для Тульской губернии: белый, серый, красный и черный – всегда в моде.
Безрукавка прошла сквозь два века, мало изменившись. Полусапожки начала прошлого столетия не сильно отличаются на вид от современных. А шуба из овчины шерстью внутрь вполне сойдет за модную дубленку с этнической отделкой. Только гораздо теплее – наши предки функциональностью в угоду красоте не жертвовали.
- У нас на каждой выставке крестьянской одежды находятся люди, которые говорят, например, про тулуп: «Я бы и сейчас это надел», или про ожерелье: «Я себе такое сплету». Идеи прошлого, позапрошлого века снова обретают актуальность в современной одежде и аксессуарах, - считает автор каталога.
Материалы для изготовления верхней одежды в XIX-XX веках диктовал, в первую очередь, климат. Другая немаловажная составляющая – сельскохозяйственные возможности людей, живущих в тех или иных широтах.
На территории нынешней Тульской и сопредельных с ней областей активно разводили овец. Средней крестьянской семье – скажем, из шести человек – чтобы полностью себя обеспечивать, нужно было держать 10-15 голов. С них – и шерсть на пряжу для ткачества и вязания, и овчина на тулуп или полушубок.
Для теплого времени года нужны были ткани растительного происхождения. Хлопок в наших краях не вырастить, лен тоже не прижился. А вот коноплю, по словам Татьяны Наумовой, выращивали повсеместно.
Серяки – кафтаны из грубого толстого сукна, и коротайки – женские распашные пальтишки с отрезной спинкой и подолом, стянутым у талии в густую сборку, для повседневной носки делали из домотканого полотна, для праздников – из фабричной.
Катанками называли не только обувь типа валенок, но и плотную верхнюю одежду, созданную по аналогичной технологии.
В теплое время года наши предки обычно ходили в чунях, которые в окрестностях Куликова поля распространились в связи с нехваткой лыка. На рубеже XIX и XX веков в наших краях еще в ходу были поршни – простейшая и одна из самых древних по происхождению обувь из куска кожи, укрепленного на подошве дополнительным слоем, а поверх стопы стянутого ремешком.
К слову, обувь у мужчин и женщин до начала ХХ века практически ничем не отличалась. Но уже через 10-20 лет у модниц появляются полусапожки, а у завидных женихов – парусиновые туфли.
Голову барышни обычно покрывали платком, но в отдельных деревнях аж до середины ХХ века сохранялся обычай замужней женщине носить повойник – мягкую полотняную шапочку, полностью закрывающую собранные волосы.
Украсы столетней давности – ожерелки, чопки, разметки, грибатки – были чаще всего крупными и яркими. В наших краях носили бусы из янтаря, стекла и поделочного камня. Из южнорусских губерний примерно в этот же период приходят украшения из бисера и стекляруса.
Украшали в Центральной России и пояса. Плетеный или тканый – пояс служил нашим предкам и в качестве оберега, и как важная конструктивная деталь костюма. А в руках мастериц становился еще и украсом. В собрании «Куликова поля» тому немало примеров, ведь пояс на рубеже XIX и XX веков был непременным атрибутом как мужского, так и женского гардероба. Любопытно, что последний в наших краях так и называли – «собранием».