Не Петром единым. Почему Зураба Церетели недооценивают и как он связан с Тульской областью?
- 17:15 23 апреля 2025

Фото: Андрей Лыженков
Бакари ГРДЗЕЛИШВИЛИ
Фото: Андрей ЛЫЖЕНКОВ, правительство Тульской области
Упоминание скульптора и художника Зураба Церетели ненароком в беседе с жителем нашей страны, который вовсе может быть не знаком с его творчеством, традиционно вызывает недоумение, непонимание, а может быть, даже досаду.
– Как это (имея в виду скульптуру Петра I на Москве-реке) можно назвать искусством? – спросит с огорчением собеседник.
– Она же уродует Москву, – продолжит он.
Можно с ним согласиться или не соглашаться, это дело вкуса, но одно не отнять: творчество Церетели вызывает эмоцию! Увидев его работы, человек равнодушным точно не останется.
Как он сам говорил, любой отклик ценен: «Любая реакция на моё творчество, неважно – позитивная или отрицательная – это дополнительный пиар», – отвечал Церетели с улыбкой.
В любом случае несправедливо ассоциировать Церетели только с одним творением. Человека, создавшего огромное количество прекрасных, многообразных, уникальных скульптур, чего стоит только его монумент «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке или мемориал «История Грузии» в Тбилиси, монумент «Дружба навеки» в Москве, памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, мозаичный бассейн «Морское дно», расположенный на площади Ленина в Ульяновске.
И как личность он, несомненно, интересен.
Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Его отец Константин Георгиевич Церетели был инженером-строителем, участвовал в Великой Отечественной войне, преподавал в Тбилисском политехническом институте. Мать Тамара Семеновна Нижарадзе – из грузинского княжеского рода. В детстве Церетели много времени проводил в доме своего дяди, известного тбилисского художника Георгия Нижарадзе, где общался с другим видными грузинским художниками – Давидом Какабадзе, Серго Кобуладзе и Чико Казбеги.
Дядю он очень любил и, как сам признавался, хотел быть на него похожим. Во многом это сыграло роль в его формировании как художника-скульптора. «Когда мы вместе с дядей шли по улице, на него девушки всегда оглядывались, и я подумал, что это из-за того, что он художник, и я захотел сам стать художником, чтобы на меня стали оглядываться – но, увы, не стали», – вспоминал Церетели.
В 1964 году они обучался во Франции, где познакомился с Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Шагал, познакомившись в Париже с Церетели, увидев его картины, воскликнул: «Браво!»
Церетели вспоминал: «Перелом во мне произошел, когда я впервые попал за границу, посетил курсы, развивающие фантазию, и понял, что это единственный правильный путь. Во Франции я понял, что художник может делать все – и скульптуру, и фарфор, и витраж, и мозаику». По словам Церетели, Пикассо говорил о нем тогда: «У этого молодого художника хорошее начало. Он глубоко чувствует цвет, обобщает форму. Мне кажется, он будет великим живописцем».
В 1973 году Церетели стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. Там он создал объемные мозаики в технике трехмерных скульптурных композиций. Именно эта техника принесла Церетели первоначальную известность как в СССР, так и за рубежом. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос, который, по словам Церетели, даже посетил Адлер и Тбилиси, чтобы посмотреть его работы. После этого Сикейрос сказал Церетели: «Так когда-то работал и мой учитель Диего Ривера, но у него пластика была злой, а у тебя она добрая».
Ходили слухи, что до того, как советские войска вошли в Афганистан, существовала договоренность о том, что в рамках «политики разрядки» Церетели с Пикассо должны были сделать совместные росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.
Церетели создал пять крестов и 16 бронзовых врат для восстанавливаемого храма Христа Спасителя в Москве. Также он работал над внутренним убранством храма, воссозданием фресок и орнаментов.
В Туле есть две работы Зураба Церетели: памятник писателю Глебу Успенскому и скульптура «Место встречи». Памятник Глебу Успенскому установили в 2015 году напротив Тульского цирка. На его открытии в городе был и сам Церетели.
Еще через два года, в 2017-м, в Туле появилась скульптура «Место встречи». Она является настоящей достопримечательностью города, и находится на проспекте Ленина рядом с областной детской библиотекой. Скульптура символизирует встречу с добрым и вечным – мальчик и девочка на скамейке читают книгу, а рядом сидит кот.
А также в Туле хранятся его картины, которое он подарил городу в 2015 году натюрморт, а в 2019 году трехметровый портрет Чарли Чаплина. В собрании Тульского областного художественного музея находится небольшая бронзовая скульптура «Добро побеждает зло», иллюстрирующая борьбу Георгия Победоносца с змеем.
Но все почему-то вспоминают только злополучного московского Петра.