Культура

На рубеже бессмертия

post-img

Фото: Елена Кузнецова

Ирина МЕЛЬХАНОВА

 

 

В день восьмидесятилетия Великой Победы в Музее обороны Тулы пройдет открытая читка пьесы о наших земляках, заслуживших «Золотую звезду» Героя Советского Союза на флаг Тулы. Общую награду для полутора тысяч человек, ставших в октябре 1941-ого единым монолитом – Тульским рабочим полком.

Основанная на реальных событиях пьеса расскажет о Тульской оборонительной операции, которую зритель увидит глазами защитников города.

О сорока трех днях, когда переплелись судьбы Тулы и страны.

Об известных и безымянных героях народного ополчения, выстоявших против 2-ой танковой армии Гейнца Гудериана.

О мужестве рядовых туляков, преградивших путь к столице и во многом определивших исход Битвы за Москву.

Пьеса «Тульский рабочий полк: обережный рубеж» станет премьерой следующего сезона в тульском драматическом театре. А пока завесу кулис приоткрыли для «ТИ» создатели спектакля – драматург Рагим Мусаев и режиссер-постановщик Анна Терешина.

 

- Поднятая тема требует бережного отношения к исторической правде, а значит, серьезного погружения в материал. На что опирается ваша история?

Рагим:

- Найти подлинные источники информации было не так сложно, как изучить их и составить объемную картину событий, увидеть происходившее глазами самих участников героической обороны Тулы.

Во-первых, мы скрупулезно изучали документы в областном архиве. В том числе – со страшным грифом «Рассекречено».

В областной библиотеке брали книги – все, что у нас выходило на темы, имеющие отношение к Тульскому рабочему полку.

Краеведческий музей очень помог. Там в свое время огромный информационный пласт подняли и выпустили книгу, куда вошел не только списочный состав рабочего полка – почти полный, но и некоторая биографическая информация об этих людях.

Конечно, работали с Музеем обороны – в его «декорациях» пройдет читка. Знакомились с концепцией экспозиции, изучали материалы, которые там представлены.

А еще УФСБ России по Тульской области поддержало нашу инициативу, его сотрудники нас консультировали, разъясняли специфические моменты, которые были для нас не совсем понятны. Это ведомство в определенном смысле наследник НКВД, сыгравшего в обороне Тулы значительную роль.

- Сама тема Тульского рабочего полка, вроде бы, лежит на поверхности, но к ней на удивление мало обращались…

Рагим:

- На мой взгляд, это действительно странно. Уже хотя бы потому, что речь идет о событии, по итогам которого Тула стала городом-героем. А у нас – спроси кого-нибудь на улице – люди толком не знают, что происходило в сорок первом на оборонительных рубежах под Тулой.

В лучшем случае, какие-то фамилии назовут – потому, что улицы названы этими фамилиями. Но, спроси, кто что сделал из этих людей, уже возникнет путаница.

Тут, действительно, был серьезный пробел, и трудно выделить какую-то единственную причину, на мой взгляд, здесь много факторов сошлось. Дело в том, что прежде уже предпринимались две попытки сделать спектакль о Тульском рабочем полке, причем именно в этом театре.

Первый раз – в семидесятые годы, теперь только старожилы вспоминают об этом, и то с трудом. Точных данных у нас нет. А если без подробностей, то говорят, первый спектакль дошел до сдачи, но дальше его по какой-то причине не пустили никуда, зритель его так и не увидел.

Во втором случае пьесу заказывали московскому автору, она была написана, но приемку не прошла – не понравилась, и работать с этим материалом не стали. Дальше был закат Советского Союза, девяностые… И никто об этом больше не вспоминал.

Есть и еще один момент. Один из руководителей обороны Тулы, на то время – начальник УНКВД по Тульской области, Владимир Суходольский на волне развенчания культа личности Сталина в 1957-ом был уволен из органов госбезопасности, исключен из КПСС, лишен звания и наград. Тогда многие из занимавших высокие посты при Сталине, попали в немилость уже за то, что в тот период были руководителями. Возможно, и из-за этого многое в истории обороны Тулы не афишировалось. И в официальной версии, Суходольский минимально упоминается, толком непонятно даже, что он делал. Я думаю, что его роль как раз была гораздо больше, чем принято об этом говорить.

- Архивы, музеи, библиотеки – это официальная информация, где все сухо и фактологически. Как построить из этого человеческую историю?

Рагим:

- В Туле я живу с детства и для начала просто стал вспоминать. Когда-то я сам общался с людьми, которые входили в рабочий полк, с теми, кто пережил период обороны Тулы. Какие-то личные воспоминания от этого общения сохранились.

Кроме того, на эту тему выходило в свое время немало интервью, книги самого разного содержания, где авторы в том числе упоминали про оборону Тулы. Все это по крупинкам собиралось, потому что только с сухой официальной информацией я, действительно, далеко бы не продвинулся. Когда мне выдали первую стопку архивных материалов, я почти запаниковал: что я с этим буду делать, и кому это интересно?

Но постепенно история обрастала жизненными подробностями, и все встало на свои места.

На мой взгляд, лучшие произведения о Великой Отечественной войне – те, что не про войну. Это не моя находка, но я пытался отталкиваться именно от нее. Пытался сказать: люди цените то, что у вас есть, не разбрасывайтесь этим. В какой-то момент может случиться что-то, что заставит вас по-другому посмотреть на многие вещи. И придется горько сожалеть о том, чему не придавали значения. Вот про это я писал.

- С точки зрения режиссера, как эту мысль донести до зала?

Анна:

- Для меня эта история тоже не про войну. И тут важно сказать, что мы с Рагимом видим этот спектакль продолжением нашего совместного проекта «Жизнь замечательных туляков».

До сих пор в центре каждой из пьес этого цикла всегда была личность: Легасов, Мосин, Болотов, Жуковский…

Так вот, для меня Тульский рабочий полк это тоже своего рода «личность». Явление, которое состоит из отдельных характеров, мыслей, чувств и судеб, которые, как мозаика, собрались в нужное время.

Для меня как режиссера очень ценно, что все эти люди получились живыми и очень разными. От глухого старика до мальчишки-подростка, который в одночасье лишился семьи. От артистки хора до служащего банка. От сотрудника НКВД до ребенка… и даже кота, который на сцене не появляется, но он есть.

- В любые времена в Туле жили те, кого смело можно включать в цикл о «замечательных туляках». Кого, кроме главных действующих лиц штаба обороны города, мы увидим на сцене?

Рагим:

- Помимо главных действующих лиц, чьи имена и роли в оборонительной операции известны тулякам, прочие образы собирательны.

Кроме двух персонажей – реальных, исторических, но, как правило, не упоминающихся в документах, связанных с рабочим полком и историей обороны Тулы. Однако без них представить себе осажденную Тулу очень сложно.

Это доктор Вера Гумилевская, которая с оружием в руках Тулу не обороняла, но сделала очень много для города в тот период. Она, можно сказать, на своих плечах вынесла центральный родильный дом и, хотя роженицы вынуждены были уйти в подвалы, ни один ребенок не погиб. Дети продолжали появляться на свет даже в осажденном городе. И это была большая заявка на жизнь.

И еще у нас появится на сцене Блаженная Дуняша, которая тоже существовала в реальности, хоть в официальной хронике ее нигде и нету. Зато многие очевидцы обороны Тулы про нее вспоминали. Про то, что ходила по городу блаженная старушка и рассказывала всем о том, что немец в Тулу не войдет. Дескать, она ключи от Тулы спрятала, и немцу их не найти.

В ситуации, когда город в осаде, и люди понимают, что помощи ждать неоткуда и надеяться не на кого, кроме как на себя – эти слова были очень важны. В момент отчаяния именно блаженная Дуняша «спрятавшая ключи от города» дает его защитникам надежду.

- За 84 года наш город кардинально изменился. Сумеет ли зритель в 2025 году узнать на сцене Тулу образца 1941-ого?

Анна:

- В пьесе прописаны 30 персонажей. Но, думаю, можно сказать, что их 31. Тридцать первым я считаю сам город.

Тула не просто выражена в декорациях, она деятельно присутствует во всей этой истории, где то оружейники возникают, то пряничники, то какие-то чисто тульские приметы, узнаваемые места, знакомые улицы… То есть, периодически что-то появляется именно из тульского колорита, из того, что может быть только здесь.

- Возможно, кто-то увидит в том или ином персонаже своего родственника. Или захочет рассказать о том, что дополнит сюжет. К вам еще никто с этим не обращался?

Анна:

- Думаю, это еще впереди. Рагим действительно быстро, на пределе возможного эту пьесу написал, поскольку сроки у нас были определенные.

Нам еще долго работать над спектаклем, и, полагаю, встречи будут. Так было когда-то со спектаклем о Валерии Легасове.

Мы уже готовили спектакль к выпуску, когда один за другим стали появляться люди, которые хотели чем-то поделиться. Люди, которые как-то были связаны или с самим Легасовым, или с ликвидацией Чернобыльской катастрофы. Один фактами делился, другой личными историями, кто-то даже песни собственные приносил про Чернобыль…

Поэтому, я думаю, что в этом случае наши знакомства еще впереди. Мы только начинаем этот путь с Тульским рабочим полком.

Кстати, в этом спектакле уже есть одна живая история. Роль, с точки зрения театра, маленькая, а с точки зрения жизни… Рагим, расскажи.

Рагим:

- В пьесе есть персонаж – Гришка Юткин, который появляется в самом финале и буквально на пару реплик. Это солдат, который приносит осажденным весть: 50-ая армия пришла на помощь. В каком-то смысле он символизирует приход этой армии.

Для меня это очень личная история.

Этот человек не служил в 50-й армии, но это человек, без которого бы не было этого спектакля. Потому что, если бы не он, мой дед бы не выжил, и не было бы меня.

…15 февраля 1943-го года после ночного боя под Мценском мой дед, тяжело раненый, лежал среди множества тел и замерзал. Он спустя годы рассказывал мне: «Лежу, все слышу, все вижу, все понимаю, но сил нет уже пошевелиться. Чувствую, как из меня кровь течет, как подо мной расползается, вначале тепло было от этого, потом примораживать стало…

Понимаю, что почти умер, но сделать ничего не могу, ни закричать, ни даже пошевелиться – перебито бедро. А вокруг убитых много-много – там от шести тысяч человек в живых остались около ста пятидесяти…

И вот, то ли вижу, то ли мерещится уже: идет мимо какой-то лыжник, тащит на санках за собой пулемет. Каким образом он понял, что я живой, не знаю. Но как-то понял, разглядел среди мертвых тел. Сбросил пулемет, втащил меня на эти санки и отвез в госпиталь. Вот благодаря этому товарищу я и выжил. Язык как ватный, еле спросил его, как звать-то? Гришка Юткин, - говорит. И ушел».

Больше мой дед его никогда не видел и не сумел узнать о нем ничего. Я уже в старшем возрасте пытался его искать по архивам, всевозможным спискам, сайтам…  

Может, дед мой чего-то не запомнил, может, спутал. Но человека с таким именем и фамилией примерно в этом районе боевых действий я не смог нигде найти. Кто он был, до сих пор не знаю. И вот этот персонаж, принесший тулякам весть о спасении – моя, пусть мизерная, но благодарность в ответ тому самому Григорию Юткину.

 

Читка спектакля «Тульский рабочий полк: обережный рубеж»

ГДЕ: Музей обороны Тулы (парк «Патриот», ул. Рязанская, 25)

КОГДА: 9 мая в 12:00

Вход свободный

12+

 

Другие новости