Финансы

Небезразличные безналичные

Мир ушел в онлайн. Совсем. И, видимо, навсегда, если даже чаевые в кафе или на заправке теперь можно оставлять, не выискивая по карманам мелочь, а безналично. Да что там, уличные музыканты все реже бросают на асфальт шляпу или кофр от инструмента для сбора пожертвований. Все чаще рядом с исполнителем картонка, на которой указан номер его мобильного телефона с «привязанной» банковской картой.

Почему деньги не пахнут

Чем крупнее банкнота, тем реже мы ее видим. И потому расхожий афоризм про то, что деньги не пахнут, в недалекой перспективе, видимо, получит иное прочтение: люди попросту забудут запах денег, а кто-то и знать его не будет. В силу возраста.

Вот и статистические данные подтверждают такую теорию. В первом квартале этого года жители Тульской области совершили 143 миллиона 800 тысяч операций посредством платежных карт. Это, по данным Центробанка, на 18 процентов больше, чем годом ранее. Да и объем операций вырос на треть, превысив 274,3 миллиарда руб­лей.

В нашем регионе самые распространенные действия с помощью карт – оплата товаров и услуг. На них пришлось 112,8 миллиона операций. Значительный рост: плюс 21 процент – до 25,3 миллиона транзакций – продемонстрировали банковские переводы. Их сумма возросла аж на 45 процентов, достигнув в общей сложности 118 миллиардов руб­лей. А вот наличные теперь снимают реже: всего 5,7 миллиона операций на 66,5 миллиарда руб­лей против 6,2 миллиона операций на 57,3 миллиарда годом ранее.

– Росту безналичных платежей и переводов способствует популярность системы быстрых платежей. С помощью сервиса люди активно переводят деньги на счета в другие банки. Удобство СБП оценил и бизнес. Предприниматели внедряют возможность оплаты через СБП в торговых точках. Это позволяет бизнесу экономить на комиссии за обслуживание и обеспечивает моментальное поступление средств на счет, – замечает эксперт по платежным системам Тульского отделения Банка России Владимир Пылаев.

 Диверсификация махинаций

У безналичного формата, безусловно, огромное число плюсов, которые оценили в том числе и мошенники всех мастей. И пусть с ростом популярности безнала щипачам развернуться стало негде, зато карманники оперативно диверсифицировали свои криминальные таланты, переквалифицировавшись в психологов и, подойдя к делу с выдумкой – творчески и с огоньком, но по определенной схеме, теперь «зарабатывают» несоизмеримо больше, чем прежде.

Умению выуживать из доверчивых граждан денежки, вынуждая тех расставаться со своими руб­лями почти по собственной, доброй, воле, теперь и термин свой есть – социальная инженерия.

– Задача мошенников – всеми доступными способами вывести человека из равновесия, заставить нервничать и перестать логически мыслить, – говорит Игорь Ксенофонтов, эксперт по безопасности Тульского отделения Банка России. – Запугивать, торопить, давить или наоборот – радовать внезапной выгодой: сгодятся разные уловки. Главное, что всегда все истории мошенников очень правдоподобны, в ход идут и самые обсуждаемые новости, события.

 Кого пугает дефицит

Сегодня, например, популярный формат обмана – сообщение от якобы сотрудников банка о дефиците наличной валюты или руб­лей.

«Заботливые» псевдофинансисты предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии можно беспрепятственно снять деньги.

– Для открытия такого счета конечно же, начинают просить номер карты, трехзначный код на ее обороте – CVV-код, подтверждающий СМС-код от банка. Обладая этими данными, со счета жертвы выводятся все деньги, – рассказывает Игорь Ксенофонтов, делая акцент на том, что настоящие сотрудники банков никогда и ни под каким видом не попросят по телефону личные или финансовые данные, а уж тем более – CVV или СМС-код.

– Если вы переживаете за сохранность своих денег на счетах, позвоните в банк сами по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации, – продолжает собеседник.

 Кешбэк без возврата

Еще один нетривиальный формат – «горячие предложения» по обмену накопленного на пластиковой карте кеш­бэка (дословно этот термин – cashback – с английского языка переводится как возврат наличных средств) либо иных бонусных баллов на руб­ли.

Звонящие все сделают в «лучшем виде», конечно, для себя, а от вас, если очень не терпится вернуть свои руб­ли в чужой карман, всего-то и надо, что банковские данные и СМС-код, присланный банком якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу.

Что будет дальше – итог всегда один: на счете станет также стерильно чисто, как в хирургической перед операцией. И не думайте, что чистота эта коснется виртуальных баллов-бонусов, речь идет исключительно о реальных деньгах.

– Единственно верное решение в таких случаях – даже не пытаться вникать в суть предложений, а попросту прервать разговор. Повесить трубку и при повторных звонках не отвечать и заблокировать номер, – предупреждает Игорь Ксенофонтов. – А если этот вопрос вам интересен на самом деле, тогда задайте его либо лично в банке, либо самостоятельно перезвоните по официальным номерам кредитного учреждения.

 Наперсточники. Перезагрузка…

Или вот, пожалуй, самый изощренный способ обобрать доверчивых россиян до нитки: рассказать о себе все как есть. Ну или почти все. Схема в общем-то сродни работе наперсточников в лихие 90-е: вроде ты все видишь своими глазами и с тобой вроде бы играют в открытую, но что-то ты точно упускаешь из виду.

Суть в том, что человеку по телефону сообщают: неизвестные пытаются похитить деньги с вашего счета! А дальше из разряда того самого «почти»: звонящий предлагает оперативно спасти ваши деньги. Конечно, переложив их на специальный счет. И, само-собой, счет этот будет создан аж в самом Центробанке!

Верите? Напрасно!

– В этом случае счет, реквизиты которого называют зло­умыш­ленники, принадлежит им. А Центробанк упоминают для особой солидности, чтобы усыпить бдительность. Банк России не работает с физлицами как с клиентами, не ведет их счета и не звонит гражданам, – подчеркивает эксперт.

И ведь как бы комично ни звучало, но, чтобы убедить собеседника в чем угодно, аферисты иной раз и сами рассказывают о правилах безопасности. Например, рекомендуют никогда не раскрывать финансовые данные.

Это все очень напоминает один из монологов Мюллера в фильме «17 мгновений весны», предупреждающего Штирлица о том, что «верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе… Мне можно…» Так что не хотите оказаться «под колпаком» у аферистов – не поддавайтесь на провокации.

– И вновь повторюсь: поступил такой телефонный звонок – немедленно прерывайте разговор, чтобы не купиться на уловку, – подчеркивает Игорь Ксенофонтов.

 Переходи на тариф «Разорительный»

Для тех, кто устал слушать по телефону про заботу о безопасности своих счетов, предупреждениях о якобы готовящихся покушениях на деньги, у мошенников есть идеи и посвежее. Например, свяжется с вами не «представитель банка», а «сотрудник службы поддержки оператора сотовой связи».

«Специалист» сообщит, что номер абонента скоро перестанет действовать. По какой причине – дело десятое, главное, что в финале месседжа окажется, что избежать отключения номера все же можно, всего-то и надо – набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр.

– Это может показаться безобидным вариантом. Но по факту абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка. И вот уже вся необходимая информация у мошенников есть. Доступ к дистанционному управлению счетом для них открыт, а значит, и ваши деньги легко становятся чужой добычей, – поясняет схему эксперт Банка России.

Кроме того, аферисты могут рассказать о необходимости перезаключить договор на оказание услуг, сменить тариф на более выгодный, отключить или подключить платную услугу. А коль скоро теперь можно без проблем переходить от одного сотового оператора к другому, сохраняя за собой номер телефона, то и это обстоятельство на руку остапамбендерам нашего времени. Те любят сообщать, что, мол, поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера.

Что бы ни говорили на том конце провода, цель у мошенников – либо получить код для входа в ваш личный кабинет на ресурсе мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить эту самую переадресацию самостоятельно.

Здравствуйте, грабли

К слову, это только снаряд, говорят, в одну лунку дважды не падает. Жертвы мошенников обманываться почему-то искренне рады, да и самим проходимцам жалость не знакома. Вот и покупаются единожды обобранные на «лапшу» ничем не гнушающихся вновь и вновь. Например, на подставные сайты, которые якобы преследуют своей целью вернуть пострадавшим похищенные у тех деньги.

Ссылки на такие ресурсы-крючки присылают по электронной почте, через смс или мессенджеры. Бывает, что и звонят с предложением оформить компенсацию за украденное. По данным Центробанка, только за май этого года мегарегулятор направил в правоохранительные органы заявки на блокировку 38 сайтов с такого рода «услугами».

– Людей просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А дальше пользуются этими данными и вновь похищают деньги, – рассказывает Игорь Ксенофонтов.

Примерно в том же ключе срабатывает и еще одна афера. Любой желающий, что обманываться рад, пусть знает, что о нем «побеспокоились». Конечно, мошенники, которые по телефону сообщают направо и налево, что создан интернет-ресурс, где можно проверить, не попали ли данные счета или карты граждан в руки третьим лицам. Ссылку на сайт вам, конечно, пришлют: проверяйте там все сами. Вот только наивные жертвы не подозревают, что, оставив на интернет-странице все банковские реквизиты, они, по сути, добровольно их вручили преступникам, а значит – открыли и доступ к своим деньгам.

– Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских данных! – настаивает эксперт. – Потому никогда не вводите реквизиты своего счета или карты, равно как и персональные данные, на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений.

 Есть идея

Специалисты напоминают, что в настоящий момент клиенты банков могут рассчитывать на возврат средств только при условии, если они были похищены без содействия их владельца. Проще говоря, клиент самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои данные, явки-пароли.

– Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно обратиться в банк, заблокировать карту и в течение суток после происшествия написать в отделении кредитного учреждения заявление о несогласии с операцией. Также необходимо написать заявление в полицию, – дает алгоритм Игорь Ксенофонтов.

Между тем Банк России предлагает внедрить механизм возмещения похищенных мошенниками денег, о чем «Известиям» рассказал директор департамента информационной безопасности регулятора Вадим Уваров. Как пишет издание, если банк-отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о подозрительном счете, но совершил перевод на такой счет, он будет обязан вернуть клиенту все украденные средства. И даже если злоумышленники применили методы социальной инженерии. При этом банк-плательщик должен будет на два дня приостановить зачисление средств на счет, если о нем есть в базе регулятора информация о случаях и попытках перевода денег без согласия клиента.

По сути, речь идет о своего рода «периоде охлаждения», во время которого жертва сможет обдумать свои действия, оценить их результат и последствия, а также сообщить об афере.

Если вы стали жертвой мошенников

Немедленно заблокируйте карту любым доступным способом:

• в мобильном приложении

• на сайте в личном кабинете

• позвонив кол-центр банка по номеру, указанному на обороте карты

• в любом отделении банка

В течение суток после сообщения о списании средств: 

• напишите заявление
в отделении банка о несогласии с операцией

• обратитесь в полицию

Арсений АБУШОВ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ

Другие новости