Из варяг – в Тулу: гость номера - Алексей Левыкин
- 08:32 04 сентября 2024
- Многие называют тульский ГИМ филиалом, но для нас это полноценное подразделение, успешно работающее, кстати.
Первое мое место работы после защиты кандидатской диссертации – сектор оружия Музеев Московского Кремля. К оружию у меня давний научный интерес, и неудивительно, что уже тогда я периодически приезжал в Тулу. Здесь и коллеги мои, и прекрасный оружейный музей, где сам бывал неоднократно и возил сюда друзей, гостей… Так что, еще до создания подразделения ГИМ я достаточно часто бывал в Туле.
- Значит, со стороны можете непредвзято оценить, как она меняется?
- Вы знаете, потрясающе! Я же помню, каким был город еще лет десять назад. То есть, очень интересным он всегда был, но понятно было, что это промышленный город, тем более с особой спецификой. Город оружейников. Была в нем какая-то закрытость, а сейчас это действительно то, что называют культурным центром. Радушный и очень красивый, особенно в исторической части, в районе кремля.
И есть тут закономерность – когда город меняется очень ощутимо, то и люди в нем меняются. Достаточно вечером, или даже не вечером – днем, пройтись по Музейному кварталу, чтобы увидеть: здесь живут приятные люди, при встрече тебе улыбаются, даже незнакомцы.
Честно говорю, Тула сильно изменилась, очень сильно.
Я это оцениваю визуально и вовсе не имею в виду, что туляки были плохими когда-то. Нет, они всегда были хорошими, просто, наверное, те преобразования, которые происходят в городе, повышают настроение, и люди начинают чаще улыбаться.
- Тульская публика, как Глеб Успенский еще писал, – казюки, народ работящий, серьезный и простой – далекий от музейной эстетики. Рискованно ли было заходить в Тулу, с вашей точки зрения?
- Не соглашусь. Если подсчитать количество одних только федеральных музеев на территории Тулы и Тульской области, уже не скажешь, что культурой здесь мало интересуется. Так же можно и про москвичей сказать, вот ходят они в музеи или нет? Кто-то ходит, а кто-то не ходит. Как везде.
И вот тут замечу, что создание чего-то нового в музейной сред в известной степени побуждает в музеи идти. Когда мы еще планировали создание здесь подразделения, нам надо было думать очень быстро, какой формат филиала делать? Я тогда настаивал, и коллеги меня поддержали, что надо создавать полноценный выставочный комплекс и привозить сюда хорошие интересные выставки.
И, должен сказать, иногда эти выставки срабатывают в Туле лучше, чем в Москве.
- В двух городах вашего присутствия выставки с одинаковыми названиями – это не обязательно одинаковые выставки?
- Выставочный проект – это достаточно длительная работа и очень кропотливая, потому что она включает не только подготовку концепции, отбор состава, но и очень большой объем реставрационных работ – вещи должны быть подготовлены к экспонированию. Поэтому мы очень часто делаем проекты на основании того, что уже сделали раньше.
Но тут надо учитывать, что, когда выставка создается на новой территории, это все равно уже новая выставка, потому что у нее совершенно другое художественное решение, совершенно другая атмосфера. И учитываются какие-то слабости, которые были при первом экспонировании.
Так, например, произошло с выставкой «Фаберже и придворные ювелиры». По составу она, вроде бы, была той же самой. Но, когда она разместилась в очень хороших интерьерах в тульском музее, то стала смотреться и восприниматься совершенно иначе, чем в Москве. И это нормально.
- Только что ГИМ представил в Туле первый проект с участием другого музея – совместную работу с «Царским селом». Но ведь у вас есть более чем достаточно своего, что можно в ваших стенах показать, зачем такая коллаборация?
- Мы с самого начала ставили цель очень разнообразно подходить к созданию здесь выставочных проектов. И участие других федеральных музеев – это, между прочим, не только наше желание, это в том числе и показатель роста популярности тульского ГИМа в музейной среде.
Ведь что такое получить предложение от директора «Царского села» провести выставку в Туле? Это очень серьезно.
Так что можно сказать, что появление выставок, созданных в коллаборации известнейших музеев России – это, в том числе, оценка тульского подразделения, тех возможностей, которые у него есть, тех выставок, которые здесь уже проходят, и отклика на них туляков.
А когда проекты интересны, они становятся известными в музейной среде. Так и получается, что директора других столпов музейного дела проезжают знакомятся с пространством, с условиями, в которых экспонирование происходит. И понимают, что есть все, что нужно, и посетители новые, и новая среда. Им становится интересно сотрудничество.
Следующий проект тульского ГИМа, который будет открываться в сентябре, станет практически самостоятельным проектом нашего «гостя». Из Музея современной политической истории в Тулу приедет знаменитая выставка «Донбасс», получившая широкий резонанс в Москве.
- Четыре года прошло с открытия Исторического музея в Туле. Чего-то не хватает, чего-то хотелось бы еще реализовать?
- Технические возможности у нас есть для проектов любой сложности. Мы изначально закладывали в техническое задание высокие требования, связанные с безопасностью, с климатом. Теперь достаточно, чтобы комплекс поддерживался в надлежащем состоянии.
- А площадей достаточно, или уже хочется чего-то большего?
- Здесь, я считаю, классическая площадка – около 500 квадратных метров эксплуатационных площадей. Этого достаточно для того, чтобы сделать любой крупный проект.
В Кремле в Москве наша классическая территория выставочного комплекса – 550 метров. Здесь практически то же самое. Так что, принципиальной разницы нет.
И более того, мы сначала предполагали, что будем делать в Туле по два больших проекта в год. А потом поняли о том, что мы очень много будем терять времени на демонтаже и на монтаже, и перешли на подготовку четырех выставок, которые друг друга сменяют, частично пересекаясь по времени и давая возможность музею работать постоянно.
Открыли сейчас «Забытую войну» и уже начали готовиться к монтажу «Донбаса». Не успеет та выставка завершиться, как подготовим следующую – про викингов. Тоже очень интересная часть нашей истории, связанная с образованием древнерусского государства, а кроме того – там потрясающая стилистика предметов. И мы отлично понимаем, что такой выставки в Туле никогда не было.
- С самого начала была у ГИМа особая затея – в каждой экспозиции вы хоть что-то привязывали именно к Туле. И как же с викингами быть?
- Уверяю вас, и на этот раз привезем очень интересные предметы, связанные, в том числе, с историей тульской земли. Потому что один из крупных варяжских комплексов был когда-то в районе села Супруты, близ Крапивны. Это факт, подтвержденный при изучении маршрутов варягов, торговых и военных передвижений.
ГИМ – это, по сути, музей истории цивилизации на территории нашей страны. Поэтому с каждым тульским музеем у нас найдется общая тема. Например, первые экспозиции на месте Куликовской битвы делал именно Исторический музей – этим делом занимался мой отец, тогда он был директором ГИМа. Есть у нас уникальная коллекция, связанная с детьми нашей культуры – писателями, художниками, в том числе, с Толстым и Ясной Поляной. Некоторое время назад была потрясающая выставка, посвященная Тургеневу и Бежину лугу… Много страниц нашей истории связано с Тульским краем, у вас много интересного.
- С другой стороны, есть и жесткая конкурентная среда. Для тех, кто живет в Туле, не большая проблема съездить в Москву и увидеть там ваш музей и другие крупные…
- Что ж, хорошо, что для туляков это не проблема. Но при этом, я знаю, что для многих туристов является проблемой, например, провести зимние каникулы в Туле. Для этого надо уже весной постараться заказать билеты и забронировать места. В Тулу сегодня едут не только из Москвы, но и из других, куда более удаленных городов. Тут уже достаточно развитый туризм, так что не только туляки ходят в тульские музеи.
- А вы когда-нибудь приезжали к нам именно отдыхать, а не работать?
- Признаюсь: нет. И на Куликовом поле был, и в Ясной Поляне, и в Поленове, и в Музее оружия… Но все по работе. А отдохнуть здесь пока не довелось. Надо исправлять.