Общество
14:20, 10 июля 2020
17-бис: смотри, не провались!
Как шутят щекинцы, если у вас нет денег на машину, а водить очень уж хочется – поезжайте в направлении хутора Озерки и там вокруг бывшей шахты просто собирайте выброшенные автозапчасти. По крайней мере, колеса, масляные фильтры и переднюю панель наша репортерская группа там лицезрела самолично уже в первые минуты посещения объекта. А если еще хорошенько поискать в густой высокой траве и мелколесье, то, глядишь, и раму с кузовом можно обнаружить.
Всего несколько десятков метров по левую сторону от дороги, как ехать из поселка Полевого в Крапивну, – и перед нами на фоне террикона, принимаемого иными туристами за «тульские горы», несколько «разнокалиберных» свалок: драный линолеум, дырявый баскетбольный мяч, битые кирпичи и шифер, доски и гнилые бревна, старая обгоревшая мебель, шланги, обрывки полиэтилена, тапки и сапоги, пластиковые бутылки, емкости из-под краски... И, конечно, – куда без него? – битое стекло.
Так что даже любители так называемого промышленного экстрим-туризма, колесящие по стране в поисках остатков советских шахт, комбинатов, заводов и каменоломен, будут подвергать себя серьезному риску проткнуть пятку или нахватать клещей, если все-таки отважатся шариться вокруг этого объекта. А не пора ли нам, кстати, привести его название? И тут всплывает курьезный факт: вроде не так много времени прошло с момента закрытия шахты, но уже многие коренные щекинцы подзабыли ее номер! Пришлось беспокоить краеведа Геннадия Маркина.
– Она называлась 17-бис, – прокомментировал по телефону Геннадий Николаевич.
Мы обязательно в следующих выпусках проекта «Шахтерская слава», подняв подшивки щекинской районки «Знамя коммунизма» и приоткрыв папки местного архива, расскажем о буднях 17-бис при СССР и о ее бравых передовиках. А пока покажем читателям, что же предстало нашему взору там, где некогда звучали бодрые призывы «Даешь стране угля!», «Досрочно выполним пятилетний план!» и «Наш долг – сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня».
Под аккомпанемент изредка проносящихся по трассе машин продираемся сквозь деревья и кучи всевозможного хлама. Действительно, зачем везти мусор на помойку, когда можно всю дрянь втихаря свалить у старой шахты? Видим – какая-то высокая забетонированная постройка округлой формы, несколько похожая на ДОТ. Разумеется, это никакая не долговременная огневая точка времен войны, а что-то вроде огромного хранилища-резервуара. Крутой подъем, но мы сумели вскарабкаться, хватаясь за траву. Наверху – отверстие. Колодец? Смотрим вниз. Глубина нешуточная – метров 10-15. И там вода. Видимо, туда когда-то можно было спускаться – уцелело, правда, только несколько металлических поручней. Крикнули внутрь – эхо довольно долго «бродило» по стенам. Опасно! Если ненароком свалишься – и самостоятельно никак не выберешься, и не докричишься ни до кого за помощью. Поэтому настоятельно рекомендуем воздержаться от посещения этой шахты. И уж тем более не тащите туда с собой детей. Если же совсем невтерпеж – посмотрите или сфотографируйте издалека. Глубоченный «ДОТ» – не единственная здешняя опасность. На территории бывшей шахты – несколько более-менее уцелевших построек, которые выглядят, как после артобстрела и бомбежки. Громадные отверстия в крышах и потолке, покосившиеся стены... Кажется, только коснись – и рухнут. А сколько дыр в земле!
Как ни крути, шахта – это, по сути, все еще наглядная история трудовых побед советских горняков. История-историей, ну а вдруг щекинский уголек еще когда-нибудь понадобится стране? А вот сохранились ли его пласты на 17-бис – это уже тема наших следующих публикаций.
Сергей МИТРОФАНОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Ранее на тему
10 июля, 13:29
08 июля, 14:40
08 июля, 09:00
01 июля, 09:05