Общество

09:00, 19 февраля 2020

Бутырки

Ирина Мельханова
Сергей Киреев

С известным следственным изолятором этот населенный пункт в Белевском районе Тульской области роднит не только созвучное название. Выбраться отсюда, увы, тоже нелегко.

_19A7683.JPG

Сам топоним «Бутырки» – устаревшее название маленького поселения, выселок или нескольких домов на отшибе – упоминается еще у Владимира Даля. И по сей день более полусотни деревенек, сел, поселков с таким названием разбросано по России. В одной только Тульской области, если верить Википедии, таковых семь.

Уже по названию понятно, что добраться до Бутырок нелегко. И репортерская группа «ТИ» едва ли попала бы в это поселение на границе Белевского  и Одоевского районов без провожатого – пенсионерки Тамары Бутылиной, вот уже несколько лет пытающейся избавить местных жителей от вынужденной изоляции.

Домой по привычке

Остановка «Горбачево». Хотя, какая там остановка… Малоприметный поворот дороги, где автобус маршрута «Одоев-Яхонтово» высаживает редких пассажиров, намеренных добраться отсюда до Кашово, Бутырок, Вязовны, Романдино, Дурновки, Отрубей и еще нескольких населенных пунктов – настолько малочисленных, что ни о каком транспортном сообщении с ними речи не идет.

До ближайшей деревни Кашово от единственной на сегодня «транспортной артерии» - 3,5 километра пешком. Одна радость – дорога широкая, и транспорт не потревожит. Частным деревенские жители не богаты, а единственный общественный маршрут регулярных перевозок «Одоев-Кашово» был отменен в 2012 году по причине «экономической нецелесообразности».

Дорога – достаточной ширины, чтобы разъехаться встречным машинам – до 2012 года была асфальтовой. Износилась, естественно. Теперь добротно выполнена в щебне. Что, согласно одному из официальных ответов, полученных Тамарой Бутылиной, является препятствием для организации движения автобуса. Не единственным, конечно.

В другом ответе на обращение читаем: «Организация транспортного сообщения возможна после приведения улично-дорожной сети населенного пункта в соответствие с установленными требованиями, оборудования остановочных павильонов и разворотной площадки для осуществления разворота автобусов». Только вот улично-дорожная сеть Кашово маршрут никак не затрагивает – остановка находится на въезде в деревню. В наличии и полноценное разворотное кольцо, и остановочный павильон стоит себе с 2012 года, что ему сделается?

На остановке «в никуда» под козырьком павильона прячется от редкого снега житель Кашово Михаил, за внешнее сходство прозванный местными Будулаем.

_19A7652.JPG

- А зачем нам дорога, зачем автобус? - опасливо интересуется он. – Глядишь, сделают, так понаедут грибники, ягодники. Чем жить станем?

- Вы его не слушайте, он крепкий еще, ему от Кашово до трассы 3,5 километра, если что, пройти по силам. А отсюда, - Тамара Александровна обводит даль рукой, - до Бутырок еще почти столько же. Только вы там уже не проедете. Вон, одна колея виднеется, так это внедорожник ехал – тут отставной генерал на отшибе дом построил. Еще поодаль москвичи землю выкупили под мини-гостиницу, так у них работник есть с трактором. Он, если что, и вытаскивает тех, кто по недомыслию на городской машине сунется... Да вы не подумайте, мы до Бутырок дорогу не просим! Сложно там сделать ее. Нам бы хоть до Кашово, как раньше. Хоть раз в неделю, чтобы связь с миром была.

_19A7688.JPG

Дорога без начала и конца

Раз в неделю в Кашово приезжает автолавка. Ассортимент небогат, но больше совершать покупки местным жителям негде.

- ФАПа или медпункта ближе Одоева тоже нет, - рассказывает Тамара Бутылина. – Прошлым летом в Бутырках женщину на огороде змея ужалила. Скорая приехала – в Кашово. А дальше никак. Хорошо, в руку укус был, не в ногу – доковыляла три с лишним километра, успели помощь оказать.

От Одоева до Кашово – около 12 километров, от Белева – порядка 35 километров. Из чего местные жители сделали вывод, что технически проще возобновить заезд в Кашово автобуса «Одоев-Яхонтово», чем создавать значительный крюк белевскому рейсовому транспорту. Только вот, маршрут при этом получается межмуниципальный. Точнее, не получается он никак.

По информации, предоставленной в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области администрацией Белевского района, «регулярное транспортное сообщение по маршрутам регулярных перевозок к населенному пункту отсутствует; проезд транспортных средств и движение пешеходов к н.п. Бутырки возможно через н.п. Горбачево Одоевского района; альтернативные подъездные пути отсутствуют».

Еще интереснее читать мотивированный отказ в возобновлении заезда в Кашово одоевского автобуса: «Администрации муниципального образования Одоевский район министерством поручено провести опрос жителей, пользующихся маршрутом № 130 «Одоев-Яхонтово», для выяснения мнения пассажиров по повышению платы за проезд в связи с увеличением протяженности маршрута на 6 км. По результатам проведенного опроса жителей установлено, что жители, пользующиеся маршрутом № 130 «Одоев-Яхонтово», не согласны с организацией заезда в связи с увеличением платы за проезд на 14 рублей». 

Комментарии, очевидно, не требуются.

Да, в Бутырках постоянно зарегистрированы всего 4 человека, по факту сейчас там зимует 8 семей. Примерно схожая численность населения и в каждом из соседних населенных пунктов. Их мало. Но они – люди.

Самому молодому из них уже за 60, это он выручает односельчан на тракторе. У других трактора в распоряжении нет. Зинаида Васильевна Борисова в свои 75 уже не отваживается пешком уходить далеко от дома. Ее соседка Елизавета Андреевна Родионова недавно отметила 88-й день рождения. Родилась в Бутырках, войну здесь провела, создала семью, дочь вырастила. Здесь, говорит, и доживать буду, как сумею.

_19A7700.JPG_19A7772.JPG

…На обратном пути Будулая на остановке в Кашово мы уже не застали.

- Неужто уехал?

- На чем? – грустно улыбнулась наша спутница. – Тут и следов-то от колес, кроме ваших, не видно. Постоял, значит, проветрился, да и пошел обратно. Автобуса семь лет как нету, а привычка осталась… 



----------------------------------------------------------------

За содействием в разрешении проблемы «ТИ» обратились к министру транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родиону Дуднику.  

- Я обязательно проработаю этот вопрос. Будет организован комиссионный выезд. Совместно с администрацией района наши дорожники рассмотрят возможности и определят, как оптимальными средствами обеспечить транспортную доступность – в первую очередь, обустройство площадки и разворотного кольца, на втором этапе – открытие маршрута. Как только будут приведены в соответствие дорожные условия, маршрут откроем максимально быстро, - заверил министр.



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий