Без срока давности

17:15, 18 января 2022

Через Плавск и Хотынец – в партизанский край. Необычная судьба жителя города Щекино

Через Плавск и Хотынец – в партизанский край. Необычная судьба жителя города Щекино

Офицер, угостивший Филиппова сигаретой, поинтересовался у него, не хочет ли он есть, а потом сказал, что Филиппов может отправляться домой.

Перед уходом офицер выдал подписанную им записку: «Гражданин Филиппов не имеет права арестовываться Щекинской полицией». После этого Филиппов, NN и NNN пошли в Щекино. Когда мужчины покидали территорию Яснополянской школы, «стоявший у ворот немец со знаком на груди (знак металлический на цепочке, одет через шею) остановил нас. NN предъявил документ и мы пошли дальше». Очевидно, это был представитель фельджандармерии с горжетом на груди.

– Вы свое согласие помогать немецким властям в выявлении коммунистов и выполнять другие задания, порученные вам ими, оформляли каким-либо документом? – задал вопрос Филиппову сотрудник госбезопасности.

– Никаких документов за своей подписью на порученные мне задания немецкими властями я не давал и с их стороны оформление письменно данного ими мне задания предложено не было.

…Когда все трое пришли из Ясной Поляны в Щекино, NN и NNN повели Филиппова в поселок 2-ой группы, в один из кирпичных жилых домов, говорится в материалах пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области. Поднялись на второй этаж в одну из квартир. В комнате находились три немца. Офицер («на погоне два квадрата») и два переводчика («один из них на лицо рябой»). Офицер прочитал записку, выданную Филиппову в Яснополянской школе. И отпустил визитера.

_MG_3923.JPG

«Домой мы шли вместе с NN и NNN, они дошли до моего дома, я вошел в квартиру и NN и NNN не видал до следующего дня, – вспоминал Филиппов в декабре 1943 года. – На следующий день ко мне зашел на квартиру NN и мы пошли с ним на шамотный завод, куда он меня повел на работу. Дорогой он меня спрашивал, что я узнал о коммунистах. Я ответил отрицательно. Тогда он мне предложил побольше ходить и смотреть. Поработав день на заводе, вечером я пришел домой и только пообедал, ко мне заходит NN вторично и опять спрашивает, что я сделал по выполнению данного мне в Ясной Поляне офицером задания. Я ответил, что ничего не сделал, так как работал и никого не видел. Тогда NN мне заявил, что можно не работать, но задание обязательно выполнить, и ушел. Я, увидав, что попал в немецкие лапы, ночью собрался и из Щекинского района ушел по направлению на Плавск, держа курс в деревню Матвеевка Тельченского района Орловской области к тестю, считая возможным скрыться от преследования немцев».

ДОСЬЕ

Филипп Иванович Филиппов. Родился в 1907 году в селе Саша Тепликского района Винницкой области. Из крестьян-бедняков. Отца не знал, воспитывался бабушкой. Образование низшее. В ВКП(б) не состоял. В 1924 г. отправился на Донбасс в Центральную шахту, где проработал до 1927 г. В 1927-м перешел в Криворожье на рудник им. Ленина, работал лопатчиком до 1935 г. В 1935-м выехал в г. Щекино Тульской области, устроился на шахту №6, а после ее выработки перешел на шахту №16 электриком. Военнослужащий, командир отделения партизанского отряда «За Родину» (1943 г.), сержант РККА. Проживал в пос. Транспортный города Щекино.

К вечеру того же дня Филиппов дошел до села Лапотково Плавского (ныне Щекинского) района. И там его задержал немец-часовой, стоявший на дороге. На следующий день вместе с другими задержанными (человек 40) Филиппова под конвоем направили в Плавск, в церковь. В церкви он находился четыре дня. Затем щекинца и еще человек 70 задержанных этапировали в Чернь, и в тот же день всех этих людей продолжили конвоировать в направлении города Болхов (Орловская область). «В пути с группой арестованных (человек 15) я из-под конвоя сбежал и направился в деревню Матвеевка к тестю».

У тестя Филиппов прожил месяц. Потом оккупанты стали отступать, а всех жителей Матвеевки (включая Филиппова) погнали в направлении Болхова. В дороге от колонны отделили стариков, женщин, детей. Мужчин погнали в деревню Лубны Тельченского района – там был лагерь военнопленных. В Лубнянском лагере Филиппов просидел аж до августа 1942 года. Затем «нас этапировали в поселок Широкое Ульяновского района Орловской области, пробыл до декабря 1942 г.». В декабре Филиппова этапировали в деревню Уколицы Ульяновского района – там щекинец находился до мая 1943-го. А в мае «нас, в том числе и меня, этапировали по направлению деревни Хотынец Болховского района. В пути из этапа я с группой арестованных в 10 человек сбежал и направился в леса к партизанам. Более месяца мы никого не могли найти и только в начале июля 1943 года в деревне Тарасово Жирятинского района мы встретились с партизанской разведкой и с этого времени по день ранения я находился в партизанском отряде «За Родину» в Клетнянских лесах Жирятинского района. В сентябре 1943 года я в бою под деревней Шишковка был ранен и после этого направлен в госпиталь. Последнее время находился на излечении в Тульском госпитале».

А 7 июня 1944 года Филиппов вновь пообщался с чекистами. Сотрудники госбезопасности попросили щекинца еще раз поделиться обстоятельствами его ареста германскими оккупационными властями. И он рассказал массу любопытных подробностей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий