Без срока давности

14:32, 18 января 2022

С немцами на мотоцикле – в Ясную Поляну. Что происходило на родине Толстого в 1941-м?

С немцами на мотоцикле – в Ясную Поляну. Что происходило на родине Толстого в 1941-м?

За несколько дней до вступления гитлеровцев в Щекинский район Филиппа Филиппова (имя и фамилия изменены) вызвал начальник райотделения НКВД Гулькин, от которого он получил задание: в случае оккупации Щекино Филиппов должен остаться проживать в городе.

– Вам нужно будет уничтожать вражескую технику. Получите для этого взрывчатые материалы, – сказал начальник.

На третий день оккупации города к Филиппову на квартиру пришел N, бывший рабочий шахты №16, а при новой, оккупационной, власти – полицейский.

– Проследуйте в городскую управу к коменданту, – приказал немецкий ставленник.

Вдвоем мужчины отправились в горуправу.

– Я привел Филиппова, – доложил N бургомистру Кувшинову.

– Где ты был вчера и что делал? – обратился Кувшинов к Филиппову. – Ты агитировал не работать на немцев.

Филиппов стал возражать.

В комнате, помимо Кувшинова, в тот момент находились бывший начальник пожарной охраны треста «Щекинуголь», бухгалтер и еще пара работников треста, а также секретарь бургомистра (в прошлом секретарь шахты №16).

– Посади его в отдельную комнату, – отдал Кувшинов приказ полицейскому N после разговора с Филипповым, в которой он, Филиппов, «находился до увода меня в комендатуру, располагавшуюся рядом с шамотным заводом в деревянном доме».

В комендатуре Филиппова допрашивал переводчик в немецкой военной форме. Филиппов пробыл у коменданта примерно час-полтора. Затем за ним пришел работник полиции NN – до войны мастер по вентиляции шахты №16. NN повел Филиппова обратно в горуправу, посадил в комнату, «в которой я сидел до увода в комендатуру, но в комнате уже сидело человек 8 арестованных, кто они – мне неизвестно». В здании городской управы Филиппов просидел минут тридцать. Затем за ним пришли два немца. Щекинца посадили в мотоцикл и повезли в сторону Тулы. Конечная остановка – Яснополянская школа, «которая в настоящее время не работает – сожжена немцами при отступлении» (уточним: об этом Филиппов в разговоре с сотрудником госбезопасности упомянул 3 декабря 1943 года).

Как следует из материалов, предоставленных редакции пресс-службой Управления ФСБ России по Тульской области, Филиппова препроводили в комнату на первом этаже школы. Там находились два человека: один в форме РККА, второй в пиджаке. Их Филиппов не знал и с ними бесед не вел. Филиппов вспоминал, что так просидел он с этими неизвестными «довольно-таки продолжительное время». А затем его вызвали на допрос. Допрос велся в одной из комнат на первом этаже той же школы – недалеко от помещения, в котором он сидел с 2 указанными выше мужчинами. «В комнате, в которую меня ввели, сидел немецкий офицер со знаками различия две звездочки на погоне, одетый в хорошо сшитую шинель, среднего роста, полный, лысый, круглолицый, знающий русский язык, – вспоминал Филиппов в 1943-м. – Вместе с ним за одним столом сидел второй человек, одетый в гражданское черное пальто, такого же роста, как и офицер, без головного убора, волосы черные, зачесаны на правую сторону, говоривший исключительно на чистом русском языке. Допрашивали меня офицер и второй, сидевший с ним, добиваясь от меня фамилий коммунистов, оставшихся в районе, а также тех лиц, которые сожгли шахту №16 и другие здания в городе Щекино. Не добившись от меня нужных им данных, офицер несколько раз ударил меня и, вызвав солдата, направил в деревянный дом, по-видимому, нежилой, находившийся на территории школы». Когда Филиппова привели в этот дом, то посадили в одну из комнат. Там сидели пленные красноармейцы – человек 15. Интересно, что в комнате «был насыпан картофель, застланный соломой». В том домике Филиппова продержали трое суток. И затем вызвали на допрос к тому же офицеру, который мог дать волю кулакам. В комнате сидели офицер, человек в черном пальто и два работника Щекинской полиции NN и NNN. Офицер предложил Филиппову присесть и принялся задавать те же вопросы, что прозвучали из его уст несколько дней назад. NN при этом, характеризуя Филиппова с положительной стороны, заявил офицеру: «Этот человек хороший, он пригодится нам».

– Надо будет помогать, это будет важно, трогать мы вас не будем, будете получать хлеб, – отреагировал немецкий офицер.

– Вы получите документы, никто вас трогать не будет и пойдете к семье, будете получать продукты, – обратился к Филиппову человек в черном пальто.

– Вы согласны работать вместе с господином NN? – задал вопрос Филиппову офицер.

– Согласен.

После этого человек в черном пальто дал задание Филиппову – требовалось выявлять коммунистов, лиц, уничтожавших предприятия и здания в Щекино.

– Надо будет найти парторга ЦК ВКП(б) шахты №16 Носкова, работника РК ВКП(б) Колыблеева, члена ВЛКСМ Шавеко, – уточнил NN.

После этого разговора офицер угостил Филиппова сигаретой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

 

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий