Без срока давности

14:53, 08 августа 2023

На глаза прохожим не попадаться

На глаза прохожим не попадаться

Мы, опираясь на материалы пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, продолжаем рассказ о выпускниках Орловской школы диверсантов, летом 1942-го заброшенных по воздуху в наш регион, – в частности, в Арсеньевский район. Среди них был Анатолий Стальгоров.

Все время улыбается

Из оккупированной Вязьмы в Двинск одновременно с военнопленным Стальгоровым гитлеровцы отправили до 600 человек, «включая весь командный состав из числа бывших командиров Красной Армии». Из Двинского лагеря – в Смоленск. В Смоленске в июне 1942 г. их разместили в здании машинно-тракторной станции, в 5 км от города. По словам Стальгорова, к тому времени там уже находилось до 70 бойцов и командиров РККА, в основном летчиков и пехотинцев. Управлял лагерем Сергей Иванович Обухов, ему было за 50, «видимо, до войны жил в Германии, хорошо говорит по-немецки, высокого роста, худощавый, бороду бреет, оставляет усики, волосы черные, лицо бледное, ходит в штатском платье, при поездках в Смоленск иногда надевал кожаное пальто черного цвета». В момент приезда Стальгорова в лагерь там находилась группа военнопленных в форме синего цвета с голубой обшивкой вокруг рукавов. «Форма состояла из тужурки с двумя нижними карманами, брюк навыпуск, специальной обуви не было, обувались кто в сапоги, а кто в ботинки». Основное, чем занимался Стальгоров в лагере, – строевая подготовка (на нее отводилось 4 часа), изучение материальной части советского оружия (СВТ, «мосинка», пулемет Максима – их изучали ежедневно 1-2 часа). Военными занятиями руководили командиры (их фамилии Стальгоров не знал) из числа военнопленных. Остаток дня – сельхозработы на территории лагеря. «Нашу группу прибывших из Двинска администрация лагеря в форму не одевала, оставив при нас старое обмундирование красноармейского образца. Матчасть других видов вооружения в Смоленском лагере не изучали». В Смоленском лагере Стальгоров провел около двух недель, до конца июня 1942 г., потом управляющий лагеря вызвал 8 человек и сказал, что на следующий день «вы из лагеря уедете, а куда именно, не сообщил». Из Смоленска поездом вся группа в составе 8 человек поехала в Орел, с пересадкой в Брянске. Эту группу сопровождали 2 вооруженных немца, они постоянно находились при управляющем, называли их почему-то инженерами.

На допросе 11 июля 1942 г. старший оперуполномоченный контрразведывательного отдела УНКВД по Тульской области попросил Стальгорова назвать фамилии военнопленных, ехавших с ним из Смоленска в Орел. Тот стал перечислять.

ДОСЬЕ: ВОЕННОПЛЕННЫЕ РККА, УЕХАВШИЕ ВМЕСТЕ СО СТАЛЬГОРОВЫМ В ОРЕЛ

Янко (1913-1915 г. р., беспартийный, в армии по мобилизации, младший лейтенант, выше среднего роста, волосы стрижены, цвет лица темный, ходит вразвалку). Степанов (примерно 30 лет, в ВКП(б) не состоял, в РККА по мобилизации, младший лейтенант, выше среднего роста, плотного телосложения («здоровый»), темный цвет лица («загорелый»), волосы стрижены, глаза серые). Дроченко (примерно 1910 г.р., беспартийный, в РККА по мобилизации, красноармеец, высокий, волосы рыжеватые – причесывает назад, голос грубый (бас), «телосложение среднего человека», глаза карие). Жилин (в партии не состоял, в армии по мобилизации – красноармеец, примерно 30 лет, ниже среднего роста, волосы рыжеватые с зачесом вверх, плотное телосложение, рот широкий, глаза серые, все время улыбается). Некто Михаил (татарин, хорошо говоривший по-русски, примерно 28 лет, в армии по мобилизации – лейтенант, среднего роста, плотного телосложения, бритый, смуглый (загорелый), глаза карие). Бакшеев (о нем мы писали в прошлой публикации). Еще одного военнопленного Стальгоров не вспомнил ни по фамилии, ни по приметам.

Носили ли форму солдаты РНА?

Орел. На вокзале «делегацию» из Смоленска встретил немец в военной форме – переводчик. Он повел прибывших на окраину города. Остановились у какого-то дома на краю ул. Георгиевской. «Лагерь, в который мы приехали, был расположен в 4-х жилых домах, где находилось до 90 военнопленных, преимущественно бойцов. Все военнопленные, находящиеся в Орловском лагере, были сведены в три взвода; командирами взводов были Бакшеев, Янко и татарин Михаил. Эти взвода являлись составной частью формируемой немцами так называемой Русской национальной армии, о чем нам в лагере сообщили начальник немецкий капитан Тун (имеет титул графа) и пропагандист Бубнов, который сообщал о текущих событиях, – объяснял Стальгоров представителям советских спецслужб. – Назначение формируемой РНА – борьба с большевизмом за установление в России фашистского режима. На протяжении дня мы занимались изучением тех же дисциплин, что и в Смоленском лагере, однако здесь были введены тактика и практическая стрельба из винтовок, ППД, ручного пулемета Дегтярева».

– Какова форма одежды солдат Русской национальной армии? – спросил Стальгорова старший оперуполномоченный контрразведывательного отдела областного УНКВД.

– Форма для солдат РНА не существует, солдаты одеты кто в чем, на головном уборе имеется пока примитивная кокарда из сукна, имеющая вид эллипсоида, окрашенная в красный цвет, синий и белый.

По словам Анатолия Флорентьевича, в Орел он прибыл примерно 26-27 июня 1942-го. До 6 июля ему довелось присутствовать на церемонии принятия присяги солдатами РНА. «По окончании дневных занятий начальник лагеря капитан Тун выстроил все три взвода солдат и зачитал на немецком языке текст присяги, после чего переводчик начал эту присягу читать по-русски, а в строю ее повторяли. Сама присяга по тексту короткая, в основу ее вложена присяга Красной Армии, – рассказал Стальгоров. – Воспроизвести полностью текст присяги я не могу, но смысл ее сводится к следующему. Солдат Русской национальной армии, принимая присягу, обязуется честно сражаться против большевизма, беспрекословно выполнять распоряжения своих военачальников, упоминая при этом имя Гитлера как руководителя немецкой армии. За нарушение данной присяги солдат должен быть наказан своим ближним – солдатом либо командиром как изменник и предатель. В связи с кратковременным пребыванием в Орловском лагере я лично присяги не принимал».

Район выброски – колхоз «Красный пахарь»

А кто же руководил Орловским лагерем военнопленных? Стальгоров говорил, что командиров было двое: капитан немецкой армии Тун (лет 50, высокий, «телосложение тонкого человека, худой, цвет лица темный, волосы темные зачесывает назад») и майор РККА Анатолий (лет 48, среднего роста, плотного телосложения, рыжеватый, немного сутуловат).

…Прошло вот уже два дня, как Стальгоров находился в Орле. Однажды в лагере он встретился с тем самым майором РККА Анатолием. Последний сообщил: «Вы, Стальгоров, мною включены в парашютную группу. Рекомендую вам подобрать для нее товарищей». Стальгоров попытался уклониться от этой затеи: мол, никогда он парашютным делом не занимался. Майора, впрочем, это нисколько не проняло: «Большого искусства при прыжке от вас, Стальгоров, не потребуется». На этом разговор был окончен. А на следующий день Стальгорова и его товарищей вызвал к себе Тун и проявил интерес к приглашенным персонам – правда, поспрашивал некоторые биографические данные бегло, а потом всех отпустил. Примерно 3 июля 1942 г. Стальгоров и красноармеец Чинш (по словам Стальгорова, Чинш был примерно 1916 года рождения, украинец, беспартийный, среднего роста, волосы стрижены, смуглый, сероглазый) были вызваны в кабинет к Туну. Тун им сразу же заявил: «Вы будете переброшены на советскую территорию на самолете с заданием разведывательного порядка и диверсии. Будучи выброшенными на парашютах, вам надлежит пробраться к полотну железной дороги и подложить в двух местах толовые шашки и затем, пробираясь к линии фронта, произвести войсковую разведку переднего края обороны, занимаемой частями Красной Армии, выявить дислокацию частей, их вооружение, когда предполагается наступление частей Красной Армии, ожидается ли пополнение армии танками. Все, что услышите, запоминайте, а потом расскажите. В пути рекомендую на глаза прохожим не попадаться, избегать встреч, а документам, которые будут при вас, особо не доверяйте». При получении задания Тун ознакомил Стальгорова и Чинша с картой – показал место предполагаемой выброски, это был район колхоза «Красный пахарь».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото Сергея КИРЕЕВА (реконструкция событий Великой Отечественной войны)

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий