Общество

14:03, 18 января 2022

Каким берегом Тула - морская?

– Где море и где Тула? – недоумевают многие туристы, услышав о тульском морском музее. Более того, некоторые скептики и вовсе снисходительно улыбаются: «Ну, что там у вас, сувенирные камушки?»

Что уж тут греха таить: сегодня даже не все туляки вспомнят про своего земляка, командира легендарного крейсера «Варяг»; про атомную подлодку, которая носит название города-героя; про первооткрывателя далекой Аляски – Алексея Ильича Чирикова… А ведь наша морская история гораздо ярче и богаче! С уроженцами тульского края и локацией тульских земель связаны походы древних славян и строительство первого военного корабля «Орел», создание регулярного военно-морского флота и начало русской торговли в Средиземном море!

 

Мир бездонный и юности надежды

О том, каким именно «берегом» Тула прикоснулась к этим событиям и рассказывает морской музей и его бессменный руководитель Олег Золотарев.

– Парусным флотом и подводной археологией я увлекся еще со школьной поры. И потому поступил в тульский Политехнический институт: там был клуб подводного плавания «Посейдон» – единственное место в Туле, где можно было научиться погружаться с аквалангом. Учился я на механико-технологическом факультете, но увлечение туризмом и подводным плаванием в большей степени определило всю мою последующую жизнь. Именно в те годы родилась идея найти место крушения линейного корабля "Святой Александр", погибшего осенью 1786 года на рифах у мыса Тарханкут в Крыму. После вуза я проработал по специальности около двух лет, а потом ушел в комсомол, затем – в образовательную сферу, в молодежную политику, по сути, продолжаю работой с молодежью до сих пор. И продолжаю подводное плавание!

В 1994 году мне впервые довелось побывать на мысе Тарханкут. Но только через 11 лет тульской группе дайверов – а в нее входили члены подводного клуба "Нептун" (Тула) и клуба "Акванавт" (поселок Первомайский), – удалось обнаружить остатки старинного корабля. Впоследствии подтвердилось, что мы нашли именно «Святой Александр»!

Коллекция предметов с этого судна оказалась по-своему уникальной, ведь это единственный линкор Черноморского флота XVIII века, погибший в результате крушения. Корабль очень многое связывает с Тулой: чугунный балласт и ядра, а возможно, что и пушки отливались на заводах выходцев из нашего города Баташева и Демидова. В архиве нашлось подтверждение, что гвозди и другие детали ковали для создаваемого Черноморского флота тульские кузнецы. Ручное огнестрельное и холодное оружие делали местные оружейники – сохранились даже ведомости на оплату их работ. И в итоге именно туляки нашли место крушения корабля!

Часть этих уникальных находок представлена сегодня в экспозиции «Тульский морской музей», размещенной в молодежном центре «Спектр». Получилось так, что именно тульские энтузиасты искали способы сохранения этих реликвий. Известно, что металлические и деревянные предметы пролежавшие сотни лет в соленой морской воде, очень быстро разрушаются на воздухе. Так вот, тульским «умельцам» удалось подобрать «рецепт» сохранения этих находок – подтверждением тому являются сами находки с корабля, уже много лет хранящиеся в Туле.

 

Чудотворец со дна и с «блошиного» рынка

Разумеется, самые ценные предметы сегодня находятся в государственных музеях. Но в городе оружейников есть копии. На месте крушения 66-пушечного корабля дайверы нашли старинный складень с ликом Николая Чудотворца. Сохранился он довольно неплохо – читались даже надписи с именами святых на боковых створках. И когда Олег Золотарев однажды в Севастополе на «блошином» рынке увидел точно такой же, сразу купил редкую вещь. При более детальном изучении оказалось, что оба полиптиха настолько идентичны, что имели даже одинаковый дефект: при закрытии правой створки она легко отделялась от центральной иконки. Конечно, историю этого складня установить уже не удастся. Можно лишь предположить, что его владелец, возможно с того же затонувшего корабля, когда-то благополучно добрался до Севастополя вместе со своим «карманным алтарем» . И вот теперь рядом с фотографией иконы, найденной под водой, представлена ее копия-ровесница.

А каким же был сам корабль? О внешнем виде «Святого Александра» можно судить по модели однотипного с ним 66-пушечного корабля, выставленной в музее, и копии чертежа, на котором стоит собственноручная подпись императрицы Екатерины II: «Строить посему. Екатерина». Вообще, о моделях кораблей и судов, представленных в экспозиции, можно рассказывать очень долго. Вот большая – более одного метра в длину, – копия корабля первого ранга Королевского флота Великобритании «Виктори». Автор – туляк Андрей Бушин. Этот парусник спустили на воду за 20 лет до крушения «нашего» корабля у Тарханкута. А знаменитым он стал после победы британского флота во главе с адмиралом Нельсоном над испано-французским при мысе Трафальгар. Удивительно то, что флагманский корабль Горацио Нельсона дошел до наших дней – он превращен в музей и находится в сухом доке в городе Портсмут. В 1993 году там побывала группа путешественников из Тулы во главе с Олегом Золотаревым. Они осмотрели «Виктори» от верхней палубы до трюма. И в музее есть их фотография на фоне затейливо украшенной кормы великолепного корабля.

Кстати, большая часть моделей судов, представленных в тульском морском музее, сделана местными мастерами. Некоторым из этих кораблей уже больше пятидесяти лет, они и сами стали раритетом! Такими же артефактами оказались и советские конверты, напоминавшие эпистолярщикам о великих северных морских экспедициях во главе с нашими славными земляками: первооткрывателем крайней точки северной Евразии Семеном Челюскиным и первооткрывателем побережья Аляски Алексеем Чириковым…

Ну а какой из множества экспонатов был первой находкой с Тарханкута? Как оказалось – самый загадочный.

 

 

От цисты до водяного ящера

Когда дайверы искали корабль, то обнаружили бронзовый цилиндр. Как признался Олег Золотарев, его назначение пока не понятно. Есть предположение, что это циста – то есть древний футляр для хранения свитков, например – морских карт. Правда, есть одно «но»: цисты, известные до сей поры, делали из глины и из дерева! Но оба материала слишком недолговечны: один разбивается, другой размокает. А циста из бронзы была бы емкостью, неподверженной ударам стихий! Кстати, есть некие аналогии из XVIII века: на Балтике в свое время было найдено судно «Фрау Мария», перевозившее картины и другие ценности по заказу Екатерины II и затонувшее в водах современной Финляндии. Так вот, ценные холсты перевозились в запаянных свинцовых футлярах и, по некоторым данным, могли неплохо сохраниться. Впрочем, ответа по «тульской» находке пока так и не удалось найти, потому что сравнить ее не с чем.

Кстати, версия о цисте родилась совсем не на пустом месте. По словам Олега Золотарева, как-то в юности он прочитал книгу Глеба Голубева «По следам ветра». Автор этой повести, вышедшей почти полвека назад, увлекательно рассказывал о работе подводных археологов. Та история была отчасти вымышленной – но из нее Олег впервые узнал это странное слово – циста. Недавно он нашел ту самую книгу на просторах интернета, а в придачу к ней заказал еще одну – «Распахнутая земля» советского писателя Андрея Никитина. Ее повествование основано уже на реальных фактах, и в очерке, посвященном Тарханкуту, один из известных в СССР археологов предполагает, что где-то в глубинах Черного моря может найтись металлическая циста, которая ждет своего часа. И кто знает, может быть, именно такую достали туляки? Просто сенсация еще не родилась – как с древним «антикитерским механизмом», поднятым со дна в начале прошлого века и надолго позабытом: ведь только спустя 60 лет он попал в руки ученому мужу, решившему просветить его рентгеном. А когда это случилось, странная находка сразу затмила собой все достижения не только древней, но и средневековой механики!

Француз Филипп Диоле, сподвижник великого Ива Кусто, как-то произнес пророческие слова: «Археологи, учитесь нырять, будущее вашей науки лежит под водой!».

– И ведь это действительно так! Например, сегодня на дне реки Волхов обнаружены несколько десятков деревянных судов самых разных временных эпох. Ученые подняли их детали, сделали радиоуглеродный анализ, и если большая часть дала возраст в 400-700 лет, то нашелся один поразительный экземпляр почти в четыре тысячи лет! Что это? Откуда он взялся? На эти вопросы пока нет ответа…

Еще одной настоящей загадкой стал необычный «сувенир», переданный Олегу Золотареву одним из жителей Крымского полуострова. Среди подмытых и обрушенных морским прибоем глыб он заметил «впечатанную» в скальной породе конечность какого-то доисторического существа. Аккуратно вырезав ее вместе с частью известняковой породы, он преподнес находку морскому музею. И тут мнения разделились: одни решили, что перед ними лапа пещерного медведя, а другие – что это конечность доисторического водяного ящера, плезиозавра, который жил миллионы лет назад. Впрочем, тем и интересен музей, что многие его экспонаты не расставляют точек на «i», а подвигают посетителей к познанию и изучению, к новым версиям и надеждам.

Даже фальшивки разошлись по рукам

Думается, что к этому моменту многие читатели уже приготовились задать сакраментальный вопрос: «А есть ли в музее местные находки?».

Конечно, они есть, хотя пока немного.

Вот, к примеру, рог с лапой от якоря-кошки. Его подняли рыбаки в районе города Чекалин из Оки. В свое время не только бурлаки перемещали барки по рекам. Якорь-кошка был незаменим при ходе судна против течения. На лодке его завозили вперед, бросали на дно, а потом барку подтягивали к нему с помощью лебедки. Видимо, качество данного якоря оставляло желать лучшего, и в одно из своих погружений он остался «полукомолым».

– А вот и настоящий «пиратский» сундук, в котором целый «джентельменский» набор – пистолет, кортик, россыпь монет. Конечно, все – современные копии. Причем, есть и «настоящие» подделки! Речь идет о фальшивых екатерининских рублях, поднятых в прошлом году при очистке русла Оки в городе Белеве. Когда эти монеты, буквально, посыпались из ковша экскаватора, местные любители металлопоиска поначалу обрадовались: «Золото!». И действительно, блестящие монеты на первый взгляд напоминали своим цветом благородный металл. Но быстро выяснилось, что изготовлены они были из медного сплава. Вполне возможно, что фальшивомонетчик был одним из местных жителей и орудовал у себя на родине, а потом, спасаясь от преследования, выбросил свое богатство в воду. Есть информация, что вместе с монетами был найден и один из чеканов.

Сохранность рублей достаточно плохая, у нумизматов они ценятся невысоко, и, тем не менее, – в Оке нашли десятки монет, но лишь три сегодня выставлены для почтенной публики у Олега Золотарева. Остальные разошлись «по рукам» и не «всплыли» ни в одном другом музее.

Есть среди морских экспонатов и предмет с довольно трагической историей – шведская медная монета достоинством в два эре. Ее нашли на дне Балтийского моря в Выборгском заливе, на месте гибели шведского фрегата «Земира». В июне 1790 года здесь произошло грандиозное сражение между русским и шведским флотами. Гибель «Земиры» необычна тем, что она столкнулась со своим же брандером, то есть кораблем, который специально поджигали и пускали в сторону неприятеля. Погиб тогда весь экипаж – порядка четырехсот человек. При взрыве фрегат разорвало на части и по дну рассыпало денежную казну. Клад монет был поднят при исследованиях в наше время, и одна из большой коллекции сегодня находится в Туле.

 

Море волнуется…

В витринах музея мы видим еще несколько местных экспонатов – побитый временем и водной стихией деревянный брус, кованые гвозди и керамический сосуд. Все они подняты со дна Оки. Глиняный горшок – из-под Алексина, гвозди и брус – с затонувшего деревянного судна-барки, перевозившей известняк. Интересно, что брус, подняты зимой, удалось сохранить с помощью… вымораживания. Конечно, делать это хорошо бы в специальной лаборатории по консервации древесины в вакууме, но в Туле таких возможностей нет. Поэтому вымораживали в обычном гараже и к весне часть шпангоута была полностью обезвожена. А дальше – почистили щеткой, пропитали специальными составами, предохраняющими от гниения – и замечательный экспонат готов!

Реки играли большую роль в развитии Тульского края, но практически ни в одном музее области на сегодняшний день нельзя найти ни моделей судов, ходивших по Оке и ее притокам, ни тем более подлинных предметов с них. Хотя бы отчасти нынешний музей стремится восполнить этот недостаток. И его большой коллекции уже не хватает тех площадей, которые она занимает в «Спектре». Насколько значима эта экспозиция для Тулы и Тульской области показывает тот факт, что проект «Тульский морской музей» в 2020 году был отмечен Президентским грантом. И кто запретит искателям помечтать? К примеру, удивительная морская выставка могла бы вписаться, а если хотите – влиться в музейный квартал города Тулы. К примеру, как филиал Музея Мирового океана. Старинный особняк, пушка и якорь у входа, а внутри – романтика дальних странствий, подводных исследований и летящих над волнами парусов!..


Людмила ИВАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА (ФОТО)


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий