Общество

20:39, 20 августа 2014

Надежда Шайденко: содержание образования в Крыму нужно менять

 Алексей ШЕРШНЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Депутаты всех фракций политических партий Государственной думы в полном составе побывали 13 и 14 августа в Ялте. В составе участников крымского семинара-совещания была и депутат российского парламента от Тульской области Надежда Шайденко. Как заместитель председателя комитета ГД по образованию, Надежда Анатольевна провела ряд встреч с педагогами.

– Надежда Анатольевна, в Федеральный закон «Об образовании» был внесен ряд поправок специально для Республики Крым. Наверное, и еще появятся какие-то дополнения. На что они нацелены?
– Дело в том, что крымская система образования более 20 лет работала по совершенно иным нормативным документам. И изучая эту систему, я обнаружила фактическое отсутствие четких законодательных актов. Что-то сохранилось с советского времени, что-то было взято из российского и западного опыта. И как отмечают педагоги Крыма, развитие образования никогда не было в приоритете у украинских властей.
– И каков результат, скажем так, украинского периода для системы образования полу­острова?
– За прошедшие годы школы пришли в запустение. Я видела сама, что подавляющее большинство из них находится на уровне 50–60-х годов прошлого века. Очень многие отапливаются твердым топливом. Представляете?
– То есть котельные работают на угле?
– Да. И существуют очень серьезные проблемы с педагогическими кадрами. Потому что внимание там прежде всего уделялось подготовке учителей украинского языка, а вот преподаватели фундаментальных дисциплин были подзабыты.
Федеральный закон «Об образовании» принят в 2012 году, он закрепил все изменения, которые уже фактически произошли в школах, сузах и вузах. И главная задача поправок, внесенных в него, – приблизить систему образования Крыма к российской: от изменения названий уровней образования, учебных заведений до введения понятий о платных образовательных услугах. А главное – нужно было придать юридический статус учащимся, потому что, например, названия учебных заведений не соответствовали нашему закону.
– Немало волнений у крымских школьников и их родителей было из-за ЕГЭ. Ведь на Украине такую форму аттестации не применяли, а выпускникам этого года предстояло поступать в российские вузы. К какому решению в итоге пришли вы и ваши коллеги-законодатели?
– Пока принято решение, что до 2016 года дети поступают без ЕГЭ, с результатами обычных экзаменов. Но его, видимо, придется дорабатывать, ведь очевидно, что школьников, обучавшихся совсем по другим программам, сложно будет переориентировать, полноценно подготовить к сдаче единого госэкзамена – в нем содержатся совсем незнакомые для них требования.
– А насколько вообще разнятся российская и крымская, а точнее, украинская образовательная программа?
– Ну если, скажем, преподавание информатики, математики, физики, химии во всех странах примерно одинаково, то от содержания их учебников по гуманитарным дисциплинам, прямо скажу, волосы дыбом поднимает. Национализм, который в прошедшие годы пропагандировался на Украине, во многом шел и через образование. Ребята сами рассказывали нам, как их учили, что украинский народ строил пирамиду Хеопса…
– Я тоже слышал о якобы научной версии, что некие «древние укры» возводили египетские пирамиды…
– Содержание общественных дисциплин переврали очень серьезно. По литературе изучалось творчество только украинских поэтов и писателей. Пушкина, Лермонтова, Толстого, других классиков мировой литературы в школах проходили вскользь. В учебниках прослеживается очень неуважительное отношение к русскому языку. Его, кстати, можно было учить или не учить – на выбор. И действительно, пугает, что выпускники школ не знают русский язык.
На этом фоне стало очевидно, что в целом содержание образования в Крыму нужно менять, интегрировать его в российскую систему. Из федерального бюджета выделено около 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы к 1 сентября этого года все учебные заведения получили новые учебники, в соответствии с действующими образовательными стандартами. По данным на середину августа, почти все они доставлены в Крым.
– Директора школ, библиотекари рады?
– Конечно. С коллегами-депутатами мы зашли в библиотеку одной из школ, где нам показали книжный фонд – потрепанные книги, изданные в середине прошлого века. И поэтому библиотекарь едва не плакала, когда взяла в руки новую литературу. Но вот что выяснилось: в комплекте с некоторыми учебниками идут компакт-диски с дополнительными материалами, а в школах их смотреть не на чем. Нет мультимедийного оборудования – проигрывателей, мониторов и прочего. И предстоит вложить немало средств в оснащение материально-технической базы крымских школ. Но и тут мы все оказались перед выбором – на что в первую очередь тратить деньги. Решили, что все-таки сейчас важнее сделать в учебных заведениях ремонт. На это в российском бюджете запланировано более миллиарда рублей.
Можно сказать, выстраивание системы образования в Крыму начинается с нуля. Разумеется, нужен некоторый переходный период, чтобы адаптировать ее к федеральным нормам.
– А сами учителя готовы работать по-новому?
– Настрой у них замечательный. Не только педагоги, но и все крымчане вдохновлены преобразованиями, начавшимися после вхождения республики в состав Федерации.
Что касается работы по-новому, то Российская академия образования создала уникальную программу повышения квалификации педагогов. В нее вложено примерно 400 миллионов рублей. Длительность и наполнение курсов зависит от предмета. Например, для учителей информатики – 3 дня, а для словесников – 3 недели.
Но я считаю, и высказывала это мнение на совещаниях в Думе, что для крымских преподавателей русского языка надо проводить не повышение квалификации, а переподготовку. Потому что их владение дисциплиной как наукой, а не только как методикой обучения, оставляет желать лучшего. Однако пока ограничились трехнедельными курсами, ведь времени до начала учебного года осталось очень мало.
– Что для учителей Крыма оказалось самым сложным в освоении российских стандартов образования?
– У нас действует такая схема: на основании учебников каждая школа разрабатывает свою образовательную программу. В соответствии с ней весь обязательный материал дается ученикам. И вот учителя на всех наших встречах в Крыму в один голос говорили, что не готовы к разработке таких программ. Сказывается еще советская привычка работать по методическим пособиям. Но я уверена, что в скором времени они, как и другие российские педагоги, станут самостоятельными творцами.
– Вложения в систему образования колоссальные. Как вы считаете, какова будет отдача?
– Детки в Крыму необыкновенные. Да и вообще, такого тепла и доброты, которые там ощущаешь, посещая даже самые отдаленные села и деревни, нигде больше не ощутишь. На площадях собирались жители, встречали нашу депутатскую делегацию, как космонавтов. Мне даже было как-то неловко от такого радушия. И обязательно везде нам задавали один вопрос: вы от нас не откажетесь? Этот вопрос руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной думе донес и до президента. На что Владимир Путин, как вы знаете, ответил: «Крым – российская земля навсегда».
На полуострове до 1 января 2015 года будут созданы федеральные университеты. Например, Крымский федеральный университет имени Вернадского включает в себя 7 образовательных организаций и столько же научных. В Севастопольский государственный технический университет вой­дут 7 образовательных организаций города.
Уже сейчас пересматривается набор специальностей, вводятся те, которые будут востребованы на возрождающихся предприятиях республики, в медицинской, образовательной сферах.
Россия достигла нынешнего уровня экономического, социального развития более чем за 20 лет. Думаю, что при наших общих усилиях Крым сможет достигнуть этой планки лет через пять.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему