Общество
20:39, 20 августа 2014
Надежда Шайденко: содержание образования в Крыму нужно менять
Алексей ШЕРШНЕВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Депутаты всех фракций политических партий Государственной думы в полном составе побывали 13 и 14 августа в Ялте. В составе участников крымского семинара-совещания была и депутат российского парламента от Тульской области Надежда Шайденко. Как заместитель председателя комитета ГД по образованию, Надежда Анатольевна провела ряд встреч с педагогами.
– Надежда Анатольевна, в Федеральный закон «Об образовании» был внесен ряд поправок специально для Республики Крым. Наверное, и еще появятся какие-то дополнения. На что они нацелены?
– Дело в том, что крымская система образования более 20 лет работала по совершенно иным нормативным документам. И изучая эту систему, я обнаружила фактическое отсутствие четких законодательных актов. Что-то сохранилось с советского времени, что-то было взято из российского и западного опыта. И как отмечают педагоги Крыма, развитие образования никогда не было в приоритете у украинских властей.
– И каков результат, скажем так, украинского периода для системы образования полуострова?
– За прошедшие годы школы пришли в запустение. Я видела сама, что подавляющее большинство из них находится на уровне 50–60-х годов прошлого века. Очень многие отапливаются твердым топливом. Представляете?
– То есть котельные работают на угле?
– Да. И существуют очень серьезные проблемы с педагогическими кадрами. Потому что внимание там прежде всего уделялось подготовке учителей украинского языка, а вот преподаватели фундаментальных дисциплин были подзабыты.
Федеральный закон «Об образовании» принят в 2012 году, он закрепил все изменения, которые уже фактически произошли в школах, сузах и вузах. И главная задача поправок, внесенных в него, – приблизить систему образования Крыма к российской: от изменения названий уровней образования, учебных заведений до введения понятий о платных образовательных услугах. А главное – нужно было придать юридический статус учащимся, потому что, например, названия учебных заведений не соответствовали нашему закону.
– Немало волнений у крымских школьников и их родителей было из-за ЕГЭ. Ведь на Украине такую форму аттестации не применяли, а выпускникам этого года предстояло поступать в российские вузы. К какому решению в итоге пришли вы и ваши коллеги-законодатели?
– Пока принято решение, что до 2016 года дети поступают без ЕГЭ, с результатами обычных экзаменов. Но его, видимо, придется дорабатывать, ведь очевидно, что школьников, обучавшихся совсем по другим программам, сложно будет переориентировать, полноценно подготовить к сдаче единого госэкзамена – в нем содержатся совсем незнакомые для них требования.
– А насколько вообще разнятся российская и крымская, а точнее, украинская образовательная программа?
– Ну если, скажем, преподавание информатики, математики, физики, химии во всех странах примерно одинаково, то от содержания их учебников по гуманитарным дисциплинам, прямо скажу, волосы дыбом поднимает. Национализм, который в прошедшие годы пропагандировался на Украине, во многом шел и через образование. Ребята сами рассказывали нам, как их учили, что украинский народ строил пирамиду Хеопса…
– Я тоже слышал о якобы научной версии, что некие «древние укры» возводили египетские пирамиды…
– Содержание общественных дисциплин переврали очень серьезно. По литературе изучалось творчество только украинских поэтов и писателей. Пушкина, Лермонтова, Толстого, других классиков мировой литературы в школах проходили вскользь. В учебниках прослеживается очень неуважительное отношение к русскому языку. Его, кстати, можно было учить или не учить – на выбор. И действительно, пугает, что выпускники школ не знают русский язык.
На этом фоне стало очевидно, что в целом содержание образования в Крыму нужно менять, интегрировать его в российскую систему. Из федерального бюджета выделено около 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы к 1 сентября этого года все учебные заведения получили новые учебники, в соответствии с действующими образовательными стандартами. По данным на середину августа, почти все они доставлены в Крым.
– Директора школ, библиотекари рады?
– Конечно. С коллегами-депутатами мы зашли в библиотеку одной из школ, где нам показали книжный фонд – потрепанные книги, изданные в середине прошлого века. И поэтому библиотекарь едва не плакала, когда взяла в руки новую литературу. Но вот что выяснилось: в комплекте с некоторыми учебниками идут компакт-диски с дополнительными материалами, а в школах их смотреть не на чем. Нет мультимедийного оборудования – проигрывателей, мониторов и прочего. И предстоит вложить немало средств в оснащение материально-технической базы крымских школ. Но и тут мы все оказались перед выбором – на что в первую очередь тратить деньги. Решили, что все-таки сейчас важнее сделать в учебных заведениях ремонт. На это в российском бюджете запланировано более миллиарда рублей.
Можно сказать, выстраивание системы образования в Крыму начинается с нуля. Разумеется, нужен некоторый переходный период, чтобы адаптировать ее к федеральным нормам.
– А сами учителя готовы работать по-новому?
– Настрой у них замечательный. Не только педагоги, но и все крымчане вдохновлены преобразованиями, начавшимися после вхождения республики в состав Федерации.
Что касается работы по-новому, то Российская академия образования создала уникальную программу повышения квалификации педагогов. В нее вложено примерно 400 миллионов рублей. Длительность и наполнение курсов зависит от предмета. Например, для учителей информатики – 3 дня, а для словесников – 3 недели.
Но я считаю, и высказывала это мнение на совещаниях в Думе, что для крымских преподавателей русского языка надо проводить не повышение квалификации, а переподготовку. Потому что их владение дисциплиной как наукой, а не только как методикой обучения, оставляет желать лучшего. Однако пока ограничились трехнедельными курсами, ведь времени до начала учебного года осталось очень мало.
– Что для учителей Крыма оказалось самым сложным в освоении российских стандартов образования?
– У нас действует такая схема: на основании учебников каждая школа разрабатывает свою образовательную программу. В соответствии с ней весь обязательный материал дается ученикам. И вот учителя на всех наших встречах в Крыму в один голос говорили, что не готовы к разработке таких программ. Сказывается еще советская привычка работать по методическим пособиям. Но я уверена, что в скором времени они, как и другие российские педагоги, станут самостоятельными творцами.
– Вложения в систему образования колоссальные. Как вы считаете, какова будет отдача?
– Детки в Крыму необыкновенные. Да и вообще, такого тепла и доброты, которые там ощущаешь, посещая даже самые отдаленные села и деревни, нигде больше не ощутишь. На площадях собирались жители, встречали нашу депутатскую делегацию, как космонавтов. Мне даже было как-то неловко от такого радушия. И обязательно везде нам задавали один вопрос: вы от нас не откажетесь? Этот вопрос руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной думе донес и до президента. На что Владимир Путин, как вы знаете, ответил: «Крым – российская земля навсегда».
На полуострове до 1 января 2015 года будут созданы федеральные университеты. Например, Крымский федеральный университет имени Вернадского включает в себя 7 образовательных организаций и столько же научных. В Севастопольский государственный технический университет войдут 7 образовательных организаций города.
Уже сейчас пересматривается набор специальностей, вводятся те, которые будут востребованы на возрождающихся предприятиях республики, в медицинской, образовательной сферах.
Россия достигла нынешнего уровня экономического, социального развития более чем за 20 лет. Думаю, что при наших общих усилиях Крым сможет достигнуть этой планки лет через пять.
Геннадий ПОЛЯКОВ
Депутаты всех фракций политических партий Государственной думы в полном составе побывали 13 и 14 августа в Ялте. В составе участников крымского семинара-совещания была и депутат российского парламента от Тульской области Надежда Шайденко. Как заместитель председателя комитета ГД по образованию, Надежда Анатольевна провела ряд встреч с педагогами.
– Надежда Анатольевна, в Федеральный закон «Об образовании» был внесен ряд поправок специально для Республики Крым. Наверное, и еще появятся какие-то дополнения. На что они нацелены?
– Дело в том, что крымская система образования более 20 лет работала по совершенно иным нормативным документам. И изучая эту систему, я обнаружила фактическое отсутствие четких законодательных актов. Что-то сохранилось с советского времени, что-то было взято из российского и западного опыта. И как отмечают педагоги Крыма, развитие образования никогда не было в приоритете у украинских властей.
– И каков результат, скажем так, украинского периода для системы образования полуострова?
– За прошедшие годы школы пришли в запустение. Я видела сама, что подавляющее большинство из них находится на уровне 50–60-х годов прошлого века. Очень многие отапливаются твердым топливом. Представляете?
– То есть котельные работают на угле?
– Да. И существуют очень серьезные проблемы с педагогическими кадрами. Потому что внимание там прежде всего уделялось подготовке учителей украинского языка, а вот преподаватели фундаментальных дисциплин были подзабыты.
Федеральный закон «Об образовании» принят в 2012 году, он закрепил все изменения, которые уже фактически произошли в школах, сузах и вузах. И главная задача поправок, внесенных в него, – приблизить систему образования Крыма к российской: от изменения названий уровней образования, учебных заведений до введения понятий о платных образовательных услугах. А главное – нужно было придать юридический статус учащимся, потому что, например, названия учебных заведений не соответствовали нашему закону.
– Немало волнений у крымских школьников и их родителей было из-за ЕГЭ. Ведь на Украине такую форму аттестации не применяли, а выпускникам этого года предстояло поступать в российские вузы. К какому решению в итоге пришли вы и ваши коллеги-законодатели?
– Пока принято решение, что до 2016 года дети поступают без ЕГЭ, с результатами обычных экзаменов. Но его, видимо, придется дорабатывать, ведь очевидно, что школьников, обучавшихся совсем по другим программам, сложно будет переориентировать, полноценно подготовить к сдаче единого госэкзамена – в нем содержатся совсем незнакомые для них требования.
– А насколько вообще разнятся российская и крымская, а точнее, украинская образовательная программа?
– Ну если, скажем, преподавание информатики, математики, физики, химии во всех странах примерно одинаково, то от содержания их учебников по гуманитарным дисциплинам, прямо скажу, волосы дыбом поднимает. Национализм, который в прошедшие годы пропагандировался на Украине, во многом шел и через образование. Ребята сами рассказывали нам, как их учили, что украинский народ строил пирамиду Хеопса…
– Я тоже слышал о якобы научной версии, что некие «древние укры» возводили египетские пирамиды…
– Содержание общественных дисциплин переврали очень серьезно. По литературе изучалось творчество только украинских поэтов и писателей. Пушкина, Лермонтова, Толстого, других классиков мировой литературы в школах проходили вскользь. В учебниках прослеживается очень неуважительное отношение к русскому языку. Его, кстати, можно было учить или не учить – на выбор. И действительно, пугает, что выпускники школ не знают русский язык.
На этом фоне стало очевидно, что в целом содержание образования в Крыму нужно менять, интегрировать его в российскую систему. Из федерального бюджета выделено около 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы к 1 сентября этого года все учебные заведения получили новые учебники, в соответствии с действующими образовательными стандартами. По данным на середину августа, почти все они доставлены в Крым.
– Директора школ, библиотекари рады?
– Конечно. С коллегами-депутатами мы зашли в библиотеку одной из школ, где нам показали книжный фонд – потрепанные книги, изданные в середине прошлого века. И поэтому библиотекарь едва не плакала, когда взяла в руки новую литературу. Но вот что выяснилось: в комплекте с некоторыми учебниками идут компакт-диски с дополнительными материалами, а в школах их смотреть не на чем. Нет мультимедийного оборудования – проигрывателей, мониторов и прочего. И предстоит вложить немало средств в оснащение материально-технической базы крымских школ. Но и тут мы все оказались перед выбором – на что в первую очередь тратить деньги. Решили, что все-таки сейчас важнее сделать в учебных заведениях ремонт. На это в российском бюджете запланировано более миллиарда рублей.
Можно сказать, выстраивание системы образования в Крыму начинается с нуля. Разумеется, нужен некоторый переходный период, чтобы адаптировать ее к федеральным нормам.
– А сами учителя готовы работать по-новому?
– Настрой у них замечательный. Не только педагоги, но и все крымчане вдохновлены преобразованиями, начавшимися после вхождения республики в состав Федерации.
Что касается работы по-новому, то Российская академия образования создала уникальную программу повышения квалификации педагогов. В нее вложено примерно 400 миллионов рублей. Длительность и наполнение курсов зависит от предмета. Например, для учителей информатики – 3 дня, а для словесников – 3 недели.
Но я считаю, и высказывала это мнение на совещаниях в Думе, что для крымских преподавателей русского языка надо проводить не повышение квалификации, а переподготовку. Потому что их владение дисциплиной как наукой, а не только как методикой обучения, оставляет желать лучшего. Однако пока ограничились трехнедельными курсами, ведь времени до начала учебного года осталось очень мало.
– Что для учителей Крыма оказалось самым сложным в освоении российских стандартов образования?
– У нас действует такая схема: на основании учебников каждая школа разрабатывает свою образовательную программу. В соответствии с ней весь обязательный материал дается ученикам. И вот учителя на всех наших встречах в Крыму в один голос говорили, что не готовы к разработке таких программ. Сказывается еще советская привычка работать по методическим пособиям. Но я уверена, что в скором времени они, как и другие российские педагоги, станут самостоятельными творцами.
– Вложения в систему образования колоссальные. Как вы считаете, какова будет отдача?
– Детки в Крыму необыкновенные. Да и вообще, такого тепла и доброты, которые там ощущаешь, посещая даже самые отдаленные села и деревни, нигде больше не ощутишь. На площадях собирались жители, встречали нашу депутатскую делегацию, как космонавтов. Мне даже было как-то неловко от такого радушия. И обязательно везде нам задавали один вопрос: вы от нас не откажетесь? Этот вопрос руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной думе донес и до президента. На что Владимир Путин, как вы знаете, ответил: «Крым – российская земля навсегда».
На полуострове до 1 января 2015 года будут созданы федеральные университеты. Например, Крымский федеральный университет имени Вернадского включает в себя 7 образовательных организаций и столько же научных. В Севастопольский государственный технический университет войдут 7 образовательных организаций города.
Уже сейчас пересматривается набор специальностей, вводятся те, которые будут востребованы на возрождающихся предприятиях республики, в медицинской, образовательной сферах.
Россия достигла нынешнего уровня экономического, социального развития более чем за 20 лет. Думаю, что при наших общих усилиях Крым сможет достигнуть этой планки лет через пять.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Урок для книголюбов
19 августа, 19:34
Наездники в погонах
18 августа, 20:51
Благоустройство с настроением
18 августа, 20:51
Верим, что найдутся родители
15 августа, 09:01