Общество

09:00, 02 декабря 2016

Всё село – под следствием

Не опубликуешь жареных новостей – не продашь газету. Эту прописную истину издатели российских газет столетней давности затвердили прочно. Потому и соревновались в том, кто сообщит что-нибудь самое небывалое, несуразное или пикантное. Туляки с полос газет не сходили.

 Андрей ЖИЗЛОВ
 ­Сергей ВИНОГРАДОВ

В мае 1913 года много шуму наделала кража в Епифанском уезде: из имения тульского помещика Олсуфьева, разбив окно, утащили кучу драгоценностей. Среди них – два серебряных и один золотой с бриллиантами кресты. «Один из этих крестов подарен деду теперешнего владельца Императрицей Марией Александровной, супругой Императора Александра II, в бытность Ее Цесаревной, а второй – благословение знаменитым митрополитом Филаретом. В роду графов Олсуфьевых этим реликвиям придавали особое значение. Граф – страстный коллекционер. Стоимость его коллекций, по словам знатоков, превышает несколько сот тысяч руб­лей. Одна только коллекция старинных драгоценных тростей оценивается в 25 – 30 000 руб­лей», – живописало происшествие «Русское слово».
Да что там имение – грабили даже храмы. «Ограблена Рождественская церковь в Чулкове, – сообщала та же газета 5 апреля 1909 года. – Громилы отравили двух сторожевых собак, выломали решетку в окне храма, взломали замок в свечном ящике и похитили около трехсот руб­лей».
Чтобы представить масштабы краж: в те годы автомобиль, который был удивительной редкостью, стоил 2 тысячи руб­лей, а хорошая корова – 60 руб­лей. Нашли ли злоумышленников – неизвестно. Но бывали и случаи, когда преступники являлись с повинной.
«В 6 час. вечера к судебному следователю явился скрывавшийся помощник пристава местной полиции кн[язь] Долгоруков и заявил, что отдает себя в руки правосудия. Долгоруков обвиняется в растрате на крупную сумму. По обнаружении растраты он бежал за границу, где напечатал ряд разоблачений о тульской полиции в парижском листке», – сообщало «Русское слово» 20 октября 1910 года.
Попробуй теперь пойми мотивы Долгорукова, который, вместо того чтобы лечь на дно в Париже, писал статьи, а потом решил сдаться суду. Может, совесть взыграла?
Так или иначе, и кроме него незаурядных фигур в тульских корреспонденциях обнаруживалось немало.
А вот в Крапивенском уезде (ныне Щекинский район) состоялось и вовсе беспрецедентное для судебной практики дело – среди преступивших закон оказалось почти все село Озерки. Таков уж он, зеленый змий-искуситель.
«Возчик, сопровождавший два воза казенного вина из Тулы в казенную винную лавку села Пирогова, по пути повстречался с несколькими крестьянами с. Озерок Крапивенского уезда и выпил с ними лишнее, – писало «Русское слово» 11 августа 1910 года. – Крестьяне, заметив, что охмелевший возчик уснул, расхитили оба воза казенного вина – всего 44 ведра в разных посудах. К ответственности привлекается все село Озерки за исключением двух домов».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему