Общество

09:00, 04 марта 2016

«Железобетонная» леди

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Она не любит летать самолетами, считая, что подняться в небо на крылатой махине – значит оказаться в ситуации, когда ничего не контролируешь. А быть беспомощной генеральный директор Алексинского ОАО «480 КЖИ» Надежда Толстошеева себе никогда не позволяет.

Женщина из шахты
Ее при всем желании невозможно заподозрить в недостатке мужества. Свою карьеру Надежа Алексеевна начала на шахте «Никулинская» маркшейдером. Это специалист, который планирует все этапы строительства подземных сооружений. Иными словами – геодезист с правом спуска под землю.
– Идешь в шахту – во многом в неизвестность. «Никулинскую» и водой затапливало, и запечатывало людей плывунами. Мокрый песок – он, как цемент, обрушивается в одно мгновение, человек шевельнуться не успевает. Но страха я никогда не испытывала – все это было по молодости, когда легко отваживаешься на любые безумства, – говорит Надежда Алексеевна.
Но тут же добавляет, что за ней и «сейчас бы не заржавело»: возникни необходимость спуститься под землю – непременно бы это сделала.
– Не все рабочие часы проводили в нед­рах. Ходили и, что называется, в поля. Ведь чтобы пробурить скважину и попасть в выработку в определенном месте, нужно с поверхности показать, где бурить надо.
…О ней дважды писал журнал «Работница», тираж которого в те времена исчислялся десятками миллионов экземпляров, и не читали его разве что вовсе не умеющие этого делать.
– Признаться, репортеры схитрили немного, – вспоминает гендиректор. – При­ехали накануне Дня шахтера, и тема публикации вопросов ни у кого не вызвала. А потом оказалось, написали остро – о том, что пора бы женщин из шахт выводить.Через полгода появилась вторая публикация, приуроченная на этот раз к 8 Марта. Для снимка Надежда Алексеевна тогда надела полное горняцкое обмундирование.

Не мечтать, а делать
У Надежды Толстошеевой два высших технических образования. Первое, как она говорит, – заводское: Тульский политехнический институт. Второе – профильное: Московский горный.
На вопрос о том, мечтала ли она именно об этой профессии, смеется:
– Мы тогда ни о чем не мечтали. Это не принято было, да и не так нас воспитывали, чтобы о чем-то грезить. Шли как по написаному: надо было получить высшее образование, выйти замуж, детей завести. И успеть все это не позднее, чем к 24 годам. Это сейчас девушки под 30 смело откладывают на потом рождение ребенка, а раньше все было иначе. Кажется, не мечтали даже о том, чтобы в отпуск отправиться куда-то, тем более в другую страну. Для сравнения, сотрудники «КЖИ» за границу ездят регулярно. Почему нет, если зарплата стабильная: могут взять, не боясь, и кредит на машину, и ипотеку …
Впрочем, желание получить более «женскую» специальность у нее все же было. Признается: окончила художественную школу и даже на костюмера-модельера поступила. Но судьба сложилась так, что учиться не стала.
– Никогда об этом не жалела, – говорит Надежда Алексеевна. – Кто сейчас может сказать, как бы все сложилось и есть ли о чем грустить? Надо думать о сегодняшнем, а не о вчерашнем и уж точно не печалиться о несбывшемся. А одежду я себе и без того шила. Тогда каждая женщина была сама себе кутюрье. А как иначе, если дефицит и магазины пустуют? Я окончила институт как раз в перестроечные времена: только начинала свой путь, а жизнь уже так круто менялась.

Главное –
не утратить доверие
Когда шахта «Никулинская» закрылась, Надежда Алексеевна пришла на завод. (Предприятие зародилось как горнодобывающее, при нем имелся карьер.) На его базе позже был создан домостроительный комбинат в составе Минобороны.
 Прежде чем подняться на высшую руководящую ступеньку, прошла путь от главного маркшейдера, заместителя директора по карьерному хозяйству, главного инженера, первого заместителя генерального директора.
Шесть лет назад собственник предприятия предложил ей должность генерального директора. Контракт лежал на столе, и времени на раздумья, по ее словам, не было. Впрочем, не возникло и сомнений – нужная закалка уже имелась.
Работать приходится в основном с мужчинами. Впрочем, это так, к слову. С точки зрения самого гендиректора, совершенно не важно, юбки или брюки носят подчиненные. Главнее – есть ли у нее, как руководителя, с ними взаимопонимание.
– Должно быть доверие того рода, как возникает у пациента с врачом, – подчеркивает она. – Премудростей, чтоб заслужить его, не требуется. Грамотный руководитель дает прогнозы, которые подтверждаются в итоге, и не важно, чего они касаются, хоть мелочей. Любые приказы должны быть оправданными и просчитываться заранее. Работник обязательно увидит это и оценит. А пару раз поступите от обратного – мигом утратите все расположение.

«Из рая по своей воле
не уходят»
В свободные минуты – а случаются и такие – Надежда Алексеевна любит рисовать. И маслом, и в акварельной технике, отдавая преимущество портретам – не зря же в юности училась в художественной школе. Другое увлечение, как может показаться, и вовсе необычное: собирать пазлы. Сложила пару простеньких головоломок вместе с внучкой и сама не заметила, как втянулась. Раз от раза сложность задачи все возрастала, и сейчас ей под силу собрать в единое целое пять тысяч кусочков.
Такое хобби, если подумать, перекликается с работой Надежны Алексеевны. Ведь ОАО «480 КЖИ» выпускает строительные конструкции для многоэтажных домов уже с окнами и внешней облицовкой – цветной керамической плиткой. По сути, это конструктор: из его элементов складываются жилые строения – планировку и высотность можно легко варьировать.
А в собственном доме Надежда Алексеевна директорское амплуа оставляет за порогом. Семейный быт начинается, как и театр, – с того, чтобы все, что не имеет к нему отношения, оставить «на вешалке». Ей удалось то, что мало у кого сейчас выходит: под одной крышей собрала близких – дочку с супругом и двумя малышами, и сына с невесткой.
У большого семейства, несомненно, масса плюсов и преимуществ, и один из них – всегда найдется кто-то, у кого руки свободны, чтобы покормить живность. У Надежды Алексеевны есть небольшое приусадебное хозяйство – огород и куры. Раньше разводила и элитных индеек – настоящих гигантов.
– Конечно, жить вместе и ладить – это наука и в каком-то смысле дипломатия, – признается она. – Иногда думаю, что вот-вот дети от меня сбегут. Соседка всякий раз в шутку успокаивает: «Из рая по своей воле не уходят...»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему