Премьера

Дело житейское

Ирина Мельханова
Елена Кузнецова
   

Тульский академический театр драмы продолжил серию «Жизнь замечательных туляков» пьесой об Андрее Болотове.

 

Обыкновенные приключения

«Ботаник, лесовод, испытатель натуры, художник, писатель, философ…» Всего-то и надо – поставить подпись под письмом, только, как отрекомендовать себя, Андрей Болотов и сам не знает.

Впрочем, его это не сильно беспокоит. У него и без того дел хватает.

Пейзажный парк обустроить, описание сорных, лекарственных и культурных растений завершить, в детском театре пьесу новую поставить, имение богородицкое к приезду губернатора подготовить… А тут еще молодая жена снова на сносях, да чиновник заезжий из Тулы козни строит: уж больно «теплое» у Андрея Тимофеевича местечко, многие на него зарятся.

Да только тут – тот самый случай, когда не место красит человека, а ровно наоборот. Ничего не оставили потомкам в память о себе ни бывший до Болотова управляющий имения Бобринских, ни будущий. А неугомонного Андрея Тимофеевича сегодня каждый школьник знает. И спустя почти три столетия труд «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» остается первым и самым цитируемым источником сведений о быте русского общества XVIII века.

Казалось бы, какие такие «приключения» у садовода и агронома, популяризатора картофеля и помидоров, мемуариста и домоседа, 23 года не покидавшего вверенные в управление волости императрицы Екатерины II?

Однако сам Болотов полагал, что приключений у него в избытке. Для любознательного, жадного до жизни первопроходца мир был вечно ярким и интересным, каждый новый день – захватывающим. Ни в малом не погрешил против истины творческий тандем автора пьесы Рагима Мусаева и режиссера-постановщика Анны Терешиной, предложив зрителю спектакль «Болотов: Жизнь как приключение».

IMG_6257.JPG 

Истории из истории

За фасадом легкого, будто не претендующего на серьезность и биографическую выверенность спектакля – колоссальная скрупулезная работа с источниками.

Здесь нет ни одного проходного персонажа, каждое действующее лицо – кусочек мозаики, часть удивительного мира приключений, в котором жил Андрей Болотов.

- Часть персонажей, выведенных в пьесе – реальные исторические личности, - рассказывает Рагим Мусаев. - Андрей Тимофеевич, его супруга, теща, учитель-француз мсье Дюблюе – все они существовали на самом деле. Матвей Ломакин – учитель из учрежденного Болотовым училища для простонародья, тоже не выдуман. Был такой, и неприглядные истории с выпивкой, с беленой, которой он подпаивал крестьянок – все правда. Этот учитель описан в мемуарах Болотова, вот только Андрей Тимофеевич ему по-своему отомстил – оставил безымянным. Ломакин – просто распространенная богородицкая фамилия XVIII века.

IMG_6310.JPG

В этой пьесе вообще ничего не придумано «с нуля». Каждый образ сложен из «кирпичиков» болотовского мира, существует или в мемуарах Андрея Тимофеевича, или в его пьесах.

Например, губернский чиновник Честохвалов, слуги Марфутка и Ванька – герои пьесы Болотова «Честохвал». И интрига этой истории во многом перекликается с темой Честохвалова в современном спектакле.

- Мы всегда бережно относимся к оригинальным историям и подлинным событиям, поэтому пьеса – полностью в традициях Андрея Тимофеевича Болотова, - объясняет Рагим Мусаев. - У нас звучит много болотовских цитат – из пьес или мемуаров автора. Все события спектакля имеют ту или иную отсылку к миру Болотова. Интрига с якобы отравленным пирогом – из его пьесы «Несчастные сироты». Романтическая история про влюбленных – из его же «Необитаемого острова». И изучение лекарственных трав, и обнаружение месторождением угля – все это непридуманное. Даже история с попыткой смещения Болотова с должности, немного в ином виде, но была.

IMG_6277.JPG 

Такие разные туляки

- Цикл о замечательных туляках – многожанровый. Легасов – драма, Мосин – романтическая история. Почему для рассказа о Болотове выбрана комедийная форма?

- Дело в том, что Андрей Тимофеевич был человеком жизнерадостным и веселым, он сам об этом писал в мемуарах, упоминая, что «веселость сия происходит от происшествия, случившегося при моем рождении», - рассказывает автор пьесы. - Речь о том, что повивальная бабка, которая должна была принимать роды у матери Андрея Болотова, так усердно молилась в ожидании появления на свет ребенка, что нательный крестик ее застрял в щели между половицами. Пришли схватки, а повитуха подняться не может. Роженице и больно, и смешно… Вот этот случай Болотов и называл первопричиной того, что в жизни ему весело и радостно. Кстати, в финале пьесы, когда Честохвалов не может поднять голову из-за застрявшего крестика – прямая отсылка к той самой истории.

- Если про того же Мосина – как человека, а не создателя винтовки, известно очень мало, то с Болотовым ровно наоборот: информации слишком много. Как отбирали, что использовать?

- Мучительно отбирали, - признается Рагим Мусаев. - Я сам очень люблю Андрея Тимофеевича, много о нем знаю, поэтому крайне тяжело было отказаться от множества «изюминок», оставив малое. Мы пошли по такому пути: в спектакле упоминается значительная часть заслуг Болотова в разных областях, но центр повествования – его дом, его семья, его мир. А мир этот складывался из простых бытовых мелочей: забот по хозяйству, отношений с домочадцами, обязанностей по службе и свободного времени, которое наш герой без остатка посвящал тому, что его интересовало. Разные грани этого мира мы и попытались отобразить.

- С Легасовым у исполнявшего роль артиста было явное портретное сходство, в случае с Мосиным выручил талантливо выполненный грим. Что стало определяющим при выборе актера на роль Болотова?

- Почему-то мы сразу подумали про Андрея Сидоренко, - улыбается Анна Терешина. - С некоторыми изображениями Болотова он, и правда, схож. Впрочем, сколько дошло до нас портретов Андрея Тимофеевича, столько и версий, как именно он выглядел… А в нашем случае и вовсе не в сходстве дело. Андрей Викторович, как и его тезка-герой, очень открытый и жизнелюбивый человек. Это самое важное, на мой взгляд, качество и в персонаже, и в артисте. В этой истории мы решили отталкиваться не от внешнего, а от внутреннего сходства. Самое важное для нас было – не напомнить о достижениях Болотова, не сделать из него памятник на постаменте, а создать атмосферу его дома, передать мир, в котором он жил. Мне кажется, с этой задачей мы справились.

- Чью историю ждем теперь?

- Василия Андреевича Жуковского. Основоположник романтизма в русской поэзии сам был настоящим романтиком. Зрителя ждет история любви.

_________________________________________________________________________

Премьерный показ спектакля «Болотов: Жизнь как приключение» состоится 3 октября.

IMG_6391.JPG

12+

Реклама.

Другие новости