Жизнь – игра
- 08:18 16 октября 2024
Елена КУЗНЕЦОВА
В Туле понтируют на тройку, семерку, туза. На сцене ТАТД – «Пиковая дама».
Не сообщайте данные своей карты
Термин «игромания» должен был бы возникнуть не в наши дни, а пару веков назад. Во времена Пушкина карты в прямом смысле владели умами и душами. На кон бросали состояния, благополучие близких, собственную честь и саму жизнь.
Будучи в дружеских отношениях с меценатом и покровителем искусств Павлом Нащокиным, Александр Сергеевич рассказывал ему, что завязка «Пиковой дамы» не вымышлена. Якобы, магический секрет трех выигрышных карт знаменитый французский алхимик и оккультист, граф Сен-Жермен сообщил некогда княгине Голицыной, а та открыла его проигравшемуся и отчаявшемуся до крайности внуку. Говорили, только так и отыгрался молодой князь…
Впрочем, сама история Германна, без сомнения, вымысел. Но вымысел столь мощный, что раскрыть на сцене внутреннюю бездну героя, раздираемого страстями и соблазнами – задача для актера исключительно сильного, глубокого и думающего.
На тульской сцене роль получил Дмитрий Чепушканов, и игра стоит того, чтобы видеть. Зритель, привыкший наблюдать артиста в амплуа героя-любовника или изощренного злодея, оценит бесстрастность и внутреннюю дисциплину молодого инженера-немца. Даже соблазняет Лизоньку он как-то выдержанно и рационально. Как изучает чужую игру за карточным столом, не делая ни единой ставки. Скромный, рассудительный, осторожный. А внутри уже кипит, сводя с ума, единственная испепеляющая страсть – любовь к деньгам. И очень скоро на ее алтарь падут жертвы…
Безусловно великолепна графиня Анна Федотовна. Народная артистка России Наталья Савченко – полное попадание в образ. Злобная старуха, упивающаяся властью – не только над бедной родственницей, оказавшейся от нее в зависимости, но над целым светом, не ведающим, какой мощи тайной она владеет. Графиня вольна казнить и миловать. Впрочем, зачем ей миловать презренных, только и жаждущих, что нажиться на ее сделке с нечистой силой? Сделке, когда-то спасшей от позора разорения, но взамен отравившей всю жизнь и посмертие…
Томский, Лиза, приятели Германна, игроки и дамы полусвета, слуги и гости на балу – все они блестяще в своей ненавязчивости создают виньетку первой в русской классике истории преступления и наказания.
Все остальное нужно видеть своими глазами.
«Дама» приглашает кавалера
Театральный режиссер Зураб Нанобашвили – везде свой и всегда ничей. Свободный художник. Заслуженный артист России, неоднократный лауреат международных и российских театральных фестивалей, конкурсов, госпремий… Его приглашают театры по всей стране, и он приходит – в компании Шекспира и Мольера, Булгакова и Грибоедова… И пушкинские герои, живые и противоречивые, каждый – с собственным мерилом счастья и тихим омутом человеческих страстей, не могли не увлечь азартного интерпретатора классики с южным темпераментом, цепким взглядом и тонкой интуицией.
В Тулу Зураб Нанобашвили привез свое прочтение «Пиковой дамы».
Карты на столе. Вскрываемся!
- С тульским драмтеатром сотрудничаете впервые?
- Да, это моя первая постановка в Туле.
- Как выбрать исполнителей характерных ролей из прежде незнакомых артистов?
- По-разному бывает. Случается, кто-то советует. Но чаще сам смотрю в других спектаклях. И приглашаю на роль. Не выбираю – для них это было бы оскорбительно. Я им предлагаю поработать с ролью, обговорить и прийти к некоему согласию, чтобы видение героя совпадало с моей концепцией. Бывает, и на сопротивление предлагаю роль. Но всегда это – не мой выбор, а мое предложение. Я артистов приглашаю.
- В случае с «Пиковой дамой» никто от вашего предложения не отказался?
- Никто. И я от них не отказался. Можно сказать, мы угадали друг с другом. И хорошо, что так: времени на репетиции и без того было критически мало – всего 22 дня. Если точнее, 10 дней в августе, потом огромный разрыв, и 22 дня ударной подготовки. Причем, за это время готовились и декорации, и свет, и звук, и костюмы для спектакля.
- В театральной среде «Пиковая дама» - вещь мистическая, роковая, как «Мастер и Маргарита», и этапная, как «Гамлет»…
- «Гамлета» я уже ставил. А с классикой работать очень люблю – это всегда хороший текст, глубокий. Только такой дает возможность свободы, не загоняет в рамки.
- Кого из классиков ставите с большим удовольствием?
- Островского, Шекспира, Брехта. Если говорить о переложении беллетристики, то недавно выпускал «Олесю» Куприна. Авторами инсценировки выступили Екатерина Анохина и я.
- К «Пиковой даме» инсценировку тоже писали сами?
- Да. В соавторстве с Екатериной Анохиной.
Я не ставлю чужие инсценировки. Уже по той причине, что каждый видит литературное произведение по-своему. И, когда переводит форму повести или рассказа в другой разряд – текста для игры на сцене, руководствуется собственным восприятием истории.
- Тульские артисты видят «Пиковую даму» вашими глазами, или у них тоже свои взгляды на пушкинскую историю?
- Моими глазами. Глазами наших замечательных актеров, художника-постановщика Ирины Блохиной, художника по костюмам Елены Погожевой, Ларисы Козловой, которая занималась музыкальным оформлением, и всех других, кто так или иначе создавал то, что теперь может увидеть зритель. Мы сочинили один спектакль на всех. И все поладили, подружились, столкновений не было.
- Как вам тульская сцена, легко ли здесь работать?
- В Туле мне приятно, интересно. В театре с уважением относятся, и я взаимностью отвечаю. В городе нравится – он преобразился, стал светлым, комфортным.
- Получается, в самой Туле вы – не впервые?
- Был здесь до этого всего раз – в конце девяностых. Теперь много возможностей для отдыха м молодежи много… Чисто, безопасно, красиво.
- А тульского зрителя вы, вероятно, изучить пока не успели?
- Как же? Успел. Я и сам успел побыть тульским зрителем. Много спектакле посмотрел в театре… Только доброе о туляках могу сказать. В том числе, о тульских артистах – люди, абсолютно преданные своему делу, порядочные, талантливые.
- То, что сами задумывали в постановке по «Пиковой даме», удалось воплотить?
- Не знаю. Честно. Я еще «внутри» спектакля, не могу отстраниться. Зритель должен говорить. Я поставил какие-то вопросы и думаю, если вам будет интересно на них отвечать, тогда состоится диалог между спектаклем и зрителем. Для меня театр всегда – диалог сцены и зрительного зала. Живой, страстный, порой болезненный…
- Вернетесь однажды, чтобы «побеседовать» с Тулой снова?
- Когда в следующий раз будет приглашение от театра, с удовольствием вернусь.