Елизавета Боярская: Слушаю музыку постоянно
- 11:16 13 ноября 2025
Фото: Елена Кузнецова
Наталья ПАНЧЕНКО
Фото: Елена КУЗНЕЦОВА
В Туле завершился II российский фестиваль «Кино и Музыка», на котором были представлены разножанровые фильмы, где музыка играет одну из главных ролей.
На пресс-конференции, посвященной открытию торжественного мероприятия, президент фестиваля народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ кинорежиссер Алла Сурикова сказала: «Кино и музыка могут быть шире и важнее всего. Музыка, причем разножанровая, – это наша жизнь», – и процитировала свое стихотворение о музыке: «Ты режиссеру главный друг, его надежда и спаситель».
Принявший участие в церемонии закрытия фестиваля губернатор Тульской области Дмитрий Миляев отметил, что Алла Сурикова не первый раз проводит в Туле такое масштабное мероприятие. «Убежден, – подчеркнул губернатор, – что этот фестиваль, ежегодное культурное украшение нашей жизни, обязательно продолжится. Кино и музыка – два вида искусства, идущие параллельно и при этом проникающие друг в друга, где погружение одного в другое становится отдельным искусством». Поздравив Аллу Сурикову с юбилеем, который она 6 ноября отмечала в Туле, Дмитрий Миляев вручил режиссеру в качестве подарка пианино.
А поздравить юбиляра приезжали Сергей Никоненко, Игорь Христенко, Максим Аверин, Дмитрий Харатьян, Елизавета Боярская.
«Тульским известиям» удалось встретиться с актрисой театра, кино и телевидения, заслуженной артисткой Российской Федерации Елизаветой Боярской и узнать о ее отношениях с Аллой Суриковой. Поделилась актриса и своим мнением о роли музыки в кино и в жизни.
– Елизавета, фестиваль в очередной раз подчеркнул важность музыки – в кино, в жизни вообще. Алла Сурикова назвала этот вид искусства даже «спасителем» кинорежиссёра. Помогает ли музыка вам, когда вы работаете над ролью?
– Работая над фильмом, мы не знаем, каким будет музыкальное сопровождение картины. Поэтому с этой стороны «помощи» ждать не следует. Но для каждой роли я сама подбираю плейлист, который, как мне кажется, совпадает с внутренним миром моей героини. Это помогает мне настраиваться на съемку тех или иных сцен, помогает быть на нужной волне. Это может быть современная, классическая мелодия, фольклорная… Музыка к фильму появляется, когда композитор посмотрит уже смонтированную ленту и мелодией передаст то, что он увидел и прочувствовал, усилит впечатление от картины, подчеркнёт его. Кстати, бывает и так, что музыка к кинофильму становится равновеликой самому кинопроизведению, в котором она звучит. Например, композиции к кинофильмам Александра Зацепина, Максима Дунаевского, Микаэла Таривердиева… Или – саундтрек Ханса Циммера к «Пиратам Карибского моря». Или – музыка Эдуарда Артемьева к фильму Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Поразительный эффект. Уже с первых звуков… А мне, повторю, работать над ролью помогает «моя» музыка – та, которую я подберу, чтобы глубже понять свою героиню.
– Дома вы слушаете музыку?
– Всё время. У нас такой винегрет. Песни из мультиков слушают дети. Классические мелодии слушаю я. Это, на мой взгляд, единственное, что по-настоящему очищает, освобождает от усталости, от ненужных мыслей. Но не все разделяют музыкальные предпочтения друг друга. Тогда мы включаем что-то «нейтральное» – то, что принимается всеми. А в машине, когда я еду куда-то одна, слушаю всё, что предлагает радио: классику, рок, андеграунд… В последнее время увлеклась русским фольклором, точнее, современным исполнением народных мелодий. В общем, музыкальная палитра, интересная мне, – бесконечна и разнообразна.
– Папины песни слушаете?
– Специально – нет. Но если они звучат в радиопрограмме, слушаю с удовольствием.

– С Аллой Суриковой вы познакомились в 2006-м, когда снимались в её картине «Вы не оставите меня». Какие особенные черты в Суриковой-человеке и Суриковой-режиссёре Вы отметили бы?
– С Аллой Ильиничной мы познакомились раньше – в 2004 или в 2005 году. Картина «Вы не оставите меня», снятая в 2006-м, была одной из моих первых. Я только начинала делать шаги в профессии и переживала, что перед таким маститым режиссером, как это обычно бывает, буду испытывать некий зажим, даже страх. Но Алла Ильинична настолько располагает к себе, что страхов этих – не чувствуешь. Она бесконечно любит артистов, шутит с ними, поддерживает их, заряжая своей невероятной энергией. Она и сейчас такая – «хулиганка», излучающая свет и добро. Она с огромным чувством юмора и иронии относится ко всему и всем, в том числе к себе. А ее подсказки на съемочной площадке для меня были просто бесценны… Я чувствовала себя так, словно она держит меня в своих ладошках. Я увидела кино как азартную историю, всегда интересную и развивающуюся в позитивном ключе. Так было во время всего съёмочного процесса. Это был великолепный опыт. Я уже не говорю о том, каких партнёров подарила мне Алла Ильинична в этой картине. Огромным счастьем было работать с Сашей Балуевым, с Игорем Скляром, Еленой Сафоновой, Натальей Селезнёвой… и с папой, разумеется.
– С Михаилом Сергеевичем вы снимались вместе не один раз…
– Да, мы работали ещё в одной картине Аллы Ильиничны – «Человек с бульвара Капуцинок», снятой в 2009 году. А в 2011 году сыграли с ним отца и дочь Кантемир в сериале «Пётр Первый. Завещание» Владимира Бортко. Для меня было счастьем работать с папой на одной площадке. И, знаете, в то же время казалось «странным» видеть его своим партнёром по фильму.
– В 2016 году в Богородицке в усадьбе графов Бобринских проходили съемки некоторых сцен фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского», в котором вы сыграли главную роль…
– О работе над этим фильмом, как и о самом романе и его героях, можно говорить бесконечно. Съёмки длились почти два года. Там столько переговорено, передумано, перечувствовано… Для меня в этой картине всё главное. Здесь нет ни одной случайной интонации, ни одной случайной сцены, случайного чувства… Не могу не сказать о самой усадьбе, ставшей в фильме усадьбой Вронского. Здесь были сняты скачки героев на лошадях, поездки в повозках. Во дворце Бобринских на веранде проходили съёмки моей сцены с Долли. В полях снимался эпизод встречи со стариком. Надвигалась гроза. Было тёмное и очень красивое, контрастное с зелёной травой небо. Я в синем платье со шлейфом, Максим Матвеев – мой муж, он играл Вронского – в сюртуке. Мы через всё поле скачем на лошадях, и вдруг Анна останавливается, увидев старика, который ей всё время снится. Анна смотрит на него и опять, как в снах, испытывает необыкновенное волнение… Снова контраст, снова противоречия. Как в жизни… Впечатления от съёмок – прекрасные.
– Насколько вам понятна Анна, её поступки? Принимаете ли вы её?
– Мне её история кажется очень яркой, запоминающейся, страстной. Но одно дело, когда просто знаешь сюжет, и совсем другое – погружение в историю женской души, изучение её, препарирование, осмысление взаимоотношений мужчины и женщины. Это было глубокое проникновение в духовный мир человека, попытка разобраться в нём, причём не только Анны – всех героев произведения. При этом для меня абсолютно понятно одно – остаться равнодушным к Анне нельзя. Но понимать её, принимать ли – каждый решает сам. У каждого, согласитесь, – своя Анна. Кто-то её осуждает, кто-то – поддерживает, кому-то её жаль, а кто-то видит в ней сильную личность. Именно поэтому вокруг каждой экранизации, как и вокруг самого романа и его героев, столько жарких споров. И это – опять же, скажем так, – свойство великого произведения. И сколько раз и когда бы мы его ни читали, воспринимаем его всегда по-разному. Лет в 17 я прочитала роман впервые, и он мне безумно понравился. Какая, я думала, молодец Анна, что бросила этого чёрствого, неинтересного мужа, только ребёнка жалко. А когда перечитывала роман перед съёмками, и неоднократно, уже сама будучи мамой – у меня был маленький сын, – я Анну стала воспринимать совершенно по-другому. Мне очень жаль, что с ней это произошло, но я считаю, что именно она – главная разрушающая сила в этой истории. Она не сумела с собой совладать. В силу своего характера, души, искренности, правдивости – да. Но и честолюбия своего. Её жизнь была разрушена её же собственными последовательными шагами к пропасти, в которой она и оказалась.
– Музыка к этому сериалу совпала с вашим восприятием героини и того, что с ней происходило?
– Совпала абсолютно. Музыку к этому фильму, написанную Юрием Потеенко, я просто обожаю. Она у меня в отдельной папке хранится. Слушать могу в любое время и с любого момента. Столько любви она рождает во мне, столько невероятно щемящей нежности. Но, хотя эта музыка прекрасна, слушать мне её всё-таки сложно, если не сказать тяжело. Она всё во мне переворачивает. Возможно, потому, что я очень глубоко погрузилась в эту историю, которую, безусловно, и нельзя было пройти по касательной. Продолжительные съёмки пустили во мне глубокие корни, запустили серьёзные размышления по многим вопросам – любви, верности, брака… Карен Георгиевич, спасибо ему, пригласил нас с Максимом на просмотр сериала на «Мосфильм», с нами была и моя мама, – и мы посмотрели картину от начала до конца. И тогда я впервые услышала музыку Юрия Потеенко. И она сразу забралась мне под кожу. Я слышала её в себе потом ещё очень долгое время… В этой картине совпало всё, в том числе музыкально. Наверное, потому, что и режиссёр, и композитор оказались в «одной точке» и на одной волне. И, думаю, права Алла Ильинична, которая говорит о музыке как о «надежде и спасителе» для режиссёра. Только я бы добавила: и для актёра.