Традиции в движении
- 15:00 03 декабря 2025
Фото: Елена Кузнецова
Кирилл ТЫРО
В Туле в творческом пространстве «Девятка» Объединения центров развития культуры работает межрегиональная выставка традиционного и современного искусства «сМЫслы».
Ее идея – показать, что традиция – это не застывшая форма, а живой организм, который видоизменяется, переосмысляется и взаимодействует с современностью. Мастера не только сохраняют традицию, но и дают ей вторую жизнь. Один из таких примеров – кузьминская ватная игрушка из одноименной деревни Владимирской области, где ремесло возродило целую деревню. Семья Качаевых переехала в деревню Кузьмино из Москвы около десяти лет назад. По образованию они бутафоры-кукольники, а здесь решили возобновить промысел ватной игрушки. Теперь на этой земле проходят мастер-классы как для местных, так и для туристов.
В экспозиции представили авторские игрушки: филимоновскую и тульскую городскую, куклы, деревянные карусели, матрешки, игрушки-шкатулки в форме лошадей, кролики ручной работы, керамику, живопись, вышитые панно, а также украшения интерьера из дерева, стекла и металла.
Посетители смогли лично пообщаться с мастерами.
Одна из них – Ирина Шаина из подмосковной Балашихи. Она занимается керамикой и текстилем с 2022 года, участвуя в международных и российских выставках. В октябре Ирина была с творческой делегацией в Китае.
– В своих работах я использую шамот (это вид глины) и текстиль. Как правило, это натуральные ткани: хлопок и батист, – рассказала Ирина. – Я работаю коллекциями. Сначала лепка, сушка глины, затем она идет в печь, проводится первый обжиг, после – глазуровка (нанесение глазури либо ангоба – жидкого слоя глины, которым покрывают сырую или обожженную керамику для декора. – Прим. авт.). Далее работа с текстилем. Процесс занимает не меньше двух недель. Одновременно может быть несколько коллекций как на одну, так и на другую выставку. Если где-то уже готовая керамика, то я могу переключиться на текстиль в другой коллекции.
У Ирины изготовление изделий идет непрерывно: у нее своя мастерская и печь.
– Это не совсем мое хобби, – признается она. – Это проявление. Если спросить, кто я, то отвечу: художник-кукольник.
На выставке частично представлены две ее коллекции – «Карусели», созданная для экспозиции «Искусство куклы» в Москве, – самая большая выставка России в Гостином Дворе. Также показана коллекция «Кроличья нора» – кролики ручной работы.

А тульский мастер-миниатюрист Сергей Сабина воссоздает облик Тулы XVIII–XIX веков. В его арсенале – гармонная фабрика братьев Киселевых, на создание которой ушел год, а на обустройство каждого этажа – по два месяца. А еще музейная лавка «Самоваръ», которую он сделал за четыре месяца, фигурка Левши, ландшафтная миниатюра.
– В Туле никто не делает подобных работ. Если хотите, чтобы у вас не было конкурентов, то идите сложным путем. Не представляю, как люди делают каждый день одно и то же. Я так не могу. Повторить какую-нибудь работу невозможно и неинтересно, да и таких деталей у меня не будет, – рассказал Сергей Сабина. – Сначала что-то должно замкнуть, чтобы появилось желание творить. Делаю фото, потом думаю, как это будет выглядеть, из каких материалов делать. В своих работах использую дерево, латунь, малахит. Потом – общий рисунок в формате А4: перед, бок, зад. После предстоит самая кропотливая работа – рисую размеры вплоть до миллиметра. При этом дополняю и усложняю работу. Я не ищу легких путей, каждая следующая работа становится сложнее и сложнее.
