NULL

Общество

09:31, 11 ноября 2020

Два капитана

Уверенная походка, крепкий торс, развернутые плечи сразу выдали бывшего военного – Владимир Николаевич Лапшов встретил нас у ворот пожарной части на улице Мосина и пригласил в свой кабинет – начальника центра ГИМС Главного управления МЧС России по Тульской области.

IMG_9181.JPG



                                                          Строевой - по графике

– Как вам сухопутная жизнь? Не скучно? Вы все-таки – капитан боевого корабля.

В изостудии.jpg

Наш спутник широко улыбается:
– Водоемов в Тульской области предостаточно, порядок нужно контролировать везде, так что скучать точно не приходится. Государственная инспекция по маломерным судам– это то же самое, что ГИБДД, только не на суше, а на реках. Мы ведем надзор за лодками, их стоянками, за пляжами, за открытием купального сезона. Проще говоря, обеспечиваем безопасность на водных объектах.
Поднимаемся с Лапшовым на второй этаж и попадаем в просторный кабинет, где над всеми прочими фотографиями висит портрет нашего президента в морской форме – своеобразная дань уважения покорителям океанских просторов, несущих вахту и ночью, и днем.
– С детства мечтали стать моряком?
– Что вы! Мечтал совсем о другом. И это была большая мечта, умноженная так сказать на два, потому что рядом был брат-близнец. Мы жили и учились в Ясногорске. И родители работали на машиностроительном заводе и, наверно, хотели, чтобы сыновья превзошли их, стали инженерами. А мы с Сергеем увлекались рисованием, занимались у замечательного педагога, Сенина Михаила Филипповича, он видел в нас перспективных ребят. Нам удавались и живопись, и графика. Мы с братом даже съездили в, тогда еще, Калиниское художественное училище, чтобы проникнуться духом высокого творчества и перспективами поступления в него.
Но оказалось, что у художника был конкурент в лице военрука, Зоткина Алексея Семеновича, который действовал не так виртуозно, зато прямо и в приказном порядке. Вместе с военкомом они собрали в военном комиссариате десятиклассников со всего города и положили перед каждым газету. В «Красной звезде» на всех разворотах были напечатаны адреса училищ, которые набирали абитуриентов: артиллерийское, морское, связи… «Пока не напишите заявление, никого из помещения не выпущу», – серьезно произнес человек в погонах. Школяры переглянулись, пожали плечами, поулыбались, что-то написали в своих листочках и по одному разошлись по домам: никто и никого не пытался удержать.
В комнате остались только Лапшовы. Парнишки явно встали перед выбором. Настало время военрука. Он рассказывал про тысячи суровых парней, которые ходят на кораблях и подлодках, как пересекают долготу и широту, как возвращаются к родным берегам. И тут же прибавил: «А вы в курсе, что обнаружили затонувший пароход «Челюскин»? Будут поднимать! Может, вас как раз там и ждут! И, к стати, на Тульскую область пришла заявка только на двух человек из Высшего военно-морского училища подводного плавания».
В итоге Лапшовы написали заявление и пошли домой – обрадовать родителей. Мама, услышав про военное училище, так и села. А потом вздохнула и сказала: «Кто его знает, где безопаснее? У нас тут недавно мужчину поезд переехал», и возражать не стала.

                                                 Лев Толстой не подведёт!

Во время вступительных экзаменов, когда пришло время писать сочинение, оба выбрали одну тему – «Война и мир» в произведениях Толстого. Преподаватель, ходившая по аудитории, заглянув через плечи парнишек, очень удивилась: обычно абитуриенты предпочитают свободную тему, а эта считается достаточно сложной. «Справитесь?», – спросила она братьев. «Конечно, справимся! Мы же из Тулы! Лев Толстой наш земляк! А туляки своих не подведут!»
Последняя фраза относилась больше к писателю, чем к ребятам, и Лев Толстой, действительно, не подвел. Парнишки справились с сочинением! Да и остальные вступительные экзамены тоже сдали достаточно легко.
В июле 1975 года близнецов зачислили в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Учеба проходила в городе Ленинград, и творческие ребята вдоволь налюбовались монументальной архитектурой грациозного города, высоченными корабельными соснами, стальной водой Финского залива. А по соседству с такой красотой учиться было легко и интересно. Военный вуз давал курсантам три направления для будущего, и они могли стать специалистами в минно-торпедном деле, в баллистике или в эксплуатации крылатых ракет. Впрочем, по началу всех новобранцев просто построили в одну шеренгу и разделили на три группы: высоких – отправили в баллисты, низких – в минно-торпедную группу, а тульские ребята Владимир и Сергей стали изучать крылатые ракеты. Со временем курсанты могли переходить из одной специальности в другую, но Лапшовы остались на месте…

                                                   Автономные судьбы


Молодые моряки давали присягу на палубе знаменитого крейсера «Аврора». Было торжественно и красиво, лицо обжигал морской ветер, а душу распирало от чувства гордости. В тот же день к молодым курсантам пришли товарищи с пятого курса, и среди них оказался парень, который был родом из Тулы. Уже позже, после увольнения из вооруженных сил, когда Владимир Николаевич работал в администрации Ясногорского района в секторе ГО и ЧС, к нему приехал важный проверяющий. И вот, во время рукопожатия мужчины пристально всмотрелись друг в друга и узнали знакомые черты. Лапшов служил на Северном Флоте, а тот самый пятикурсник попал на Дальний Восток. Но спустя два десятилетия оба искренне радовались встрече. Именно от этого проверяющего Владимир Николаевич получил предложение перейти на работу в Тулу, вернуться в свою родную стихию, где снова – лодки и водоемы…
Но все это было уже в запасе. А в 1980 году, когда братья окончили училище, оба попали в 11 дивизию атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами. Впрочем, после распределения ребята поехали в лейтенантский отпуск, а когда вернулись, то оказалось, что более проворные их сослуживцы заняли самые лучшие места. И Лапшовым достались разные лодки, причем Владимиру не повезло совсем – его субмарину отправляли в ремонт. Парень реально горевал, ведь карьера рушилась, не начавшись. И с Челюскин тогда не получилось, потому что нашли другой корабль, и с морем-океаном, выходит, тоже?! И когда закончится этот ремонт, было непонятно, ведь подлодка – не электро-розетка, ее ремонтируют годами!
Всеми правдами и неправдами Лапшов перешел в действующий экипаж. Узнал до винтика корабельную систему, всегда прислушивался к советам бывалых моряков, и мудрый посыл «учите матчасть!» принял и усвоил как молитву.
Потом были автономные плавания, вахты, дежурства, наблюдения за противником, было и небольшое ЧП, когда, уже на подходе к дому в лодке заклинило кормовые горизонтальные рули, и она стала стремительно погружаться. Но экипаж справился с аварийной ситуацией и благополучно вернулся в родную базу.
За время службы в военном флоте Владимир Николаевич освоил несколько подводных лодок нового поколения, служил в должностях командира ракетной боевой части, помощника командира, а окончив специальные курсы, попал старпомом в боевой экипаж. И так получилось, что на этом месте он сменил своего брата, который наоборот поступил на специальные курсы. Вот тут и начались те самые курьезы, которые случаются с близнецами: сослуживцы видели в нем Сергея, а он был и оставался Владимиром. Был такой курьез и после увольнения, когда на пляже над командиром нависли три огромные тени: «Сергей Николаевич, узнаете?». Оказалось, это бывшие моряки-срочники, которые служили под началом его брата и не знали, что у их старпома есть такой же брат-старпом. Впрочем, ситуация быстро прояснилась, а дальше были воспоминания, приятная грусть и добрые приветы.

                                                   Морской город Тула


Аня.jpg

  
В 1993 году Лапшов был назначен на должность командира подводной лодки 670-М. К тому времени страну лихорадило, шли повальные сокращения, которые, конечно, коснулись и военно-морского флота. Субмарину Лапшова вывели из состава дивизии, отправили в отстой в поселок Видяево. Перспективы были настолько туманными, что от предложение принять должность заместителя командира бригады ремонтирующихся кораблей в Северодвинске Владимир Лапшов отказался. После этого, уволившись в запас, он встал в очередь на квартиру в Туле, а сам работал в Мурманской области – сменным, помощником, капитаном буксира, потом – капитаном торпедолова.
А 2003 году случилось весьма приятное событие. В далекую, но такую родную Тулу на празднование Дня Победы приехал Владимир Владимирович Путин, и приехал не с пустыми руками. В канун праздника Лапшову позвонили из администрации Тульской области и предложили сертификат на приобретение жилья.
К тому времени Владимира Николаевича ждали в Ясногорске постаревшие родители, и Лапшов, отказавшись от любимой работы, вернулся на свою малую родину…
Конечно, были переживания, что здесь он останется без друзей, что Тула – это сплошная сухопутка, но ГИМС оказался богат на моряков, а еще больше их было в Тульском морском собрании. В День Военно-морского флота, когда отслужившие надевают бескозырки, ты и вправду диву даешься – много моряков в нашем краю: срочники, мичманы, офицеры, есть среди них и капитаны первого ранга…
Кстати, Владимир Николаевич Лапшов вот уже шесть лет – председатель совета старшин Тульского морского собрания. Ну а что же Сергей Николаевич? После службы брат-близнец связал свою жизнь с городом юности, и теперь работает в Кронштадте, любуется красотами Финского залива. Двое сыновей Владимира Николаевича окончили инженерные вузы, а одна из дочерей Сергея Николаевича пошла по стопам отца и дяди, отучилась в питерской мореходке и сейчас работает в торговом флоте помощником капитана.

    Людмила ИВАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий