Общество

09:36, 15 марта 2019

Из Валаама – в Алексин

– Есть у нас столь уникальные вещи, что мы даже не рискуем размещать их в экспозиционных витринах, – признается директор Алексинского художественно-краеведческого музея Владимир Ефремов.

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ

Нашей репортерской группе алексинцы согласились показать несколько раритетов. Вот любопытная история появления одного из них.
Как-то по осени еще в начале 2000-х годов заявились в музей ребятишки из соседнего дома. Спрашивают у сотрудников: «Не купите ли у нас крестик для музея?» И показывают…
– На первый взгляд обычный, костяной. Подумалось даже, что сделан он руками заключенных, – рассказывает Владимир Константинович. – Нам, правда, совсем не хотелось обижать заглянувших детей, отпуская их с пустыми руками. Открыли бумажник, дали гостям 50 руб­лей, забрали у них крестик, положили в коробочку и забыли про него. А потом приходит к нам настоятель Успенского храма отец Геннадий. Просим его: «Батюшка, просветите – что это?» Он посмотрел и говорит: «Ребята, а это Валаамский крест». Как вам объяснить, чем интересен такой крест? Видите, в центре в перекрестии есть небольшого размера стеклянный глазочек? Подносите его к глазу, смотрите на свет, а там – миниатюрное изображение Почаевской иконы Божией Матери. Это XVIII век, такие крестики делали монахи Валаамского монастыря. Как попал к нам? Скорее всего, оттуда через Алексин направлялись паломники и потеряли или подарили здесь кому-то.
Вообще подобные находки в алексинской земле попадаются нередко. По словам собеседника, однажды его жена и дочка обрабатывали клубнику и увидели в почве необычный предмет. Звонят Владимиру Ефремову: «Мы нашли тяжелую бронзовую печать с железной ручкой, на печати что-то виднеется».
– А мой дед был регентом, то есть управлял церковным хором в Успенском храме. Решили поначалу, что печать принадлежала ему. Я помыл находку с мылом, почистил, обмакнул, поставил печать, а на изображении – крест, – говорит директор музея. – Знающие люди пояснили: «Это Голгофа – когда святили помещение, то ставили именно такую печать». А тут как раз в городе отмечали юбилей Успенского храма, мы показали находку отцу Геннадию. А он взглянул на нее и сказал: «Это на самом деле архиерейская печать, дореволюционная». Видно, когда дед умер, то печать, хранившуюся у него, за ненадобностью выбросили. А сейчас она находится в Успенском храме: откуда ушла – туда же, собственно, и вернулась.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему