Общество

12:29, 14 марта 2019

О личном и безналичном

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Несмотря на «несерьезность» даты, на которую запланирован старт нововведения, будущие изменения уже вызвали нешуточный резонанс и породили ряд вопросов, требующих взвешенных ответов.
Основания для повышения тарифов частными перевозчиками города, порядок оборудования маршрутных такси в Туле приборами для безналичной оплаты проезда и другие изменения в работе коммерческих перевозчиков в 2019 году прокомментировала для читателей «ТИ» президент Тульского ре­гио­наль­ного транспортного союза Вера Коротких.

Тариф: все включено
– Тариф на проезд в общественном транспорте Тулы оставался неизменным четыре года и три месяца. Причины его нынешнего повышения прозрачны: на фоне общего удорожания жизни в сфере недотационного транспортного обслуживания при сохранении прежнего уровня оплаты проезда наступил этап экономического спада. Дальше в прежних условиях работать невозможно, развитие практически остановилось. Когда 1 января 2015 года тариф на пассажирские перевозки был установлен на уровне 20 руб­лей, появилась возможность качественной замены подвижного состава. Привычные глазу «газели» практически на 100 процентов были заменены на современные микроавтобусы большей вместимости и комфортности. Согласно законодательству, коммерческие перевозчики нашли базы для содержания транспорта в ночное время. Транспорт был оборудован техническими приспособлениями и визуальными элементами, необходимыми для пассажиров с ограниченными возможностями. Обновлены приборы для работы в системе спутникового мониторинга ГЛОНАСС, 100 процентов коммерческого транспорта подключено к центральной диспетчерской службе Тулы. Продолжается работа по установке приборов автоинформирования на транспорте. За это время заметно выросли затраты по 11 показателям, участвующим в формировании стоимости проезда. Для примера приведу три основных слагаемых. Топливо с начала 2015 года до настоящего момента подорожало на 29 процентов. Автозапчасти выросли в цене на 36 процентов. И – одна из основных составляющих возросших затрат частных перевозчиков – с 1 января 2019 года все водители, согласно федеральному законодательству, обязаны состоять в штате предприятия. В соответствии с нормативом штат формируется из расчета 2,5 водителя на каждую единицу транспорта. К 20 руб­лям, составлявшим тариф, таким образом, добавляется около 4 руб­лей только за счет отчисления НДС по заработной плате. А один «дополнительный» руб­ль – двадцать пятый – остается на погашение роста цен на топливо и запчасти, обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского и технического обследования, сервис, автомойку, оплату стоянки, ежегодную страховку…
Затраты на обеспечение возможности безналичной оплаты в маршрутных такси складываются из стоимости прибора – порядка 26 тысяч руб­лей, расходов по транзакциям, взимаемых банком, отчисления установленного процента оператору, отслеживающему процесс передачи данных, затрат на ежемесячное обслуживание техники. Все эти расходы частные перевозчики обязаны нести самостоятельно.

Не отходя от кассы
– Ряд опросов показывает, что туляки хотели бы убрать маршрутки с городских магистралей, заменив их автобусами большей вместимости, – продолжает Вера Коротких. – Желание менять транспорт на более комфортный и вместительный у нас есть, компании-перевозчики готовы проводить постепенную замену, приобретая транспорт в лизинг, но и для этого нужно работать хотя бы с минимальной прибылью. Мы не против конкуренции. Только она создает на рынке порядок. Выберет пассажир транспорт большой вместимости – маршрутки исчезнут сами собой.
Пока же альтернатива сохраняется. За 15 руб­лей по безналичному расчету можно будет совершить поездку в муниципальном транспорте, там же можно отдать наличными за проезд 20 руб­лей или перечислить аналогичную сумму безналом в коммерческом транспорте.
Согласно федеральному законодательству, оборудовать весь коммерческий транспорт перевозчикам предстоит не просто приборами безналичной системы оплаты, но кассовыми машинами, через которые с 1 июля должны будут проводиться абсолютно все операции, включая оплату наличными.
Сегодня установка в маршрутном такси валидатора – вопрос удобства (в том числе экономического) для пассажира, а также вопрос повышения безопасности движения. Уж сколько копий сломано в спорах о том, приемлема ли ситуация, когда водитель, одной рукой крутя баранку, другой отсчитывает сдачу. Куда он при этом смотрит, и вовсе не ясно…
Теперь же вопрос организации оплаты уходит в новую плоскость. С начала июля закон не позволит перевозчику производить наличный расчет без учета транзакции: прохождения ее через платежный терминал и дальнейшего поступления информации в налоговый орган. Водитель обязан будет, получив наличные, провести операцию через конт­роль­но-кассовый аппарат и выдать пассажиру чек.
Знакомая надпись «Билет отрывайте сами» уйдет в прошлое навсегда.
Теоретически таким образом водитель не сможет ничего положить себе в карман. А если пассажиры возьмут за правило требовать чеки, как мы уже привыкли брать билеты в муниципальном транспорте, то механизм будет действовать и на практике. Водителям коммерческих маршрутов придется привыкать к жесткой системе учета, в конечном счете способной повысить «белую» выручку предприятия.

Карты в руки
Приборы, которыми будут оснащены все без исключения единицы коммерческого транспорта Тулы, не ограничат пассажира в выборе способа оплаты. Приниматься наравне будут наличные средства, транспортные, банковские карты – как с возможностью бесконтактной оплаты, так и без.
С технической точки зрения такой универсальный аппарат может быть установлен и при входе в транспортное средство, но, учитывая его компактность (по размерам прибор сравним с телевизионным пультом), проще оставлять его незакрепленным в кабине водителя.
– Эта техника уже позитивно зарекомендовала себя в Белгороде, аналогичные приборы работают на коммерческом транспорте в Воронеже, – рассказала Вера Коротких. – В Туле они уже апробировались в конце прошлого года, в том числе на «газелях». 23 приборами был полностью оснащен маршрут № 54, еще по несколько единиц было установлено выборочно на ряде микроавтобусов других маршрутов. Серьезных проблем пилотный проект не выявил. Отзывы пассажиров и водителей были положительны, система работала без сбоев.
К оборудованию новыми приборами подвижного состава коммерческие перевозчики Тулы приступят по графику с 1 апреля. Полностью все 850 микроавтобусов планируется оснастить до 1 июля. Согласно планам Тульского ре­гио­наль­ного транспортного союза, первопроходцем должен стать маршрут № 50.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему